Проблема школы

Июль 14, 2015 By: admin Category: Интересное.

Открывая этой заметкой дискуссию о проблеме школы, попытаемся наметить основные принципы, которые нам бы хотелось положить в основу этой дискуссии.

Проблема школы (как, впрочем, и всякая другая проблема, касающаяся какого-либо общего аспекта деятельности государства, касающаяся необходимой функции общества) должна рассматриваться как проблема, относящаяся к сфере деятельности государства Советов рабочих и крестьянских депутатов. Мы стремимся привить товарищам психологию строителей, людей, уже идеально организованных в государстве Советов, исключительно деятельных и предельно активных в своих усилиях наладить работу всех организаций, созданных новой общественной жизнью. Пропагандистско-воспитательная работа, которую вели до сих пор социалисты, в значительной степени носила негативный и критический характер; иначе и быть не могло. Теперь, когда мы имеем положительный опыт русских товарищей, дело может обстоять иначе, должно обстоять иначе, если мы хотим, чтобы опыт русских товарищей не пропал для нас даром. Мы должны критически переработать этот опыт: отбросить все, что является в нем специфически русским, отражает особые условия, в которых находилось русское общество при возникновении Советской республики; выделить и прочно усвоить все, что в нем является непреходящей необходимостью для коммунистического общества, что отражает нужды и стремления класса рабочих и крестьян, методы эксплуатации которого одинаковы под всеми широтами.

Проблема школы — это проблема техническая и вместе с тем политическая. В парламентарно-демократическом «государстве проблема школы неразрешима как в политическом, так и в техническом отношении: министры народного просвещения назначаются на эту должность потому, что они принадлежат к определенной партии, а не потому, что они способны заведовать и руководить воспитательной деятельностью государства. По совести, нельзя даже утверждать, что класс буржуазии использует школу в целях закрепления своего господства: если бы это было так, это означало бы, что класс буржуазии имеет определенную программу в отношении школы и осуществляет ее энергично и неукоснительно; в таком случае школа была бы живым делом. Но это не так: буржуазия как класс, контролирующий государство, не интересуется школой, позволяет бюрократам хозяйничать там, как им заблагорассудится, допускает, чтобы при назначении министров народного просвещения определяющую роль играли превратности политической борьбы, интриги клик, стремление добиться удачного соотношения сил между партиями при формировании кабинетов. При таких условиях изучение технической стороны школьной проблемы не является серьезным и конкретным делом, помогающим разрешению самой проблемы, а представляет собой умственную игру, гимнастику ума, если не нечто худшее — надоедливое хныканье или пережевывание набивших оскомину прописных истин о важности воспитательной функции государства, о благодетельности образования и т. д.

В государстве Советов школа будет представлять собой одну из самых важных и основных сфер общественной деятельности. Мы сказали бы даже, что от развития и успешной работы коммунистической школы зависит развитие коммунистического государства, установление демократии, в которой растворится диктатура пролетариата. Нынешнее поколение будет воспитываться в процессе усвоения норм общественной дисциплины, необходимой для построения коммунистического общества, участвуя в выборах, принимая непосредственное участие в обсуждении дел и в управлении социалистическим государством. Школа должна воспитать новые поколения, те поколения, которые будут пользоваться плодами наших жертв и наших усилий, те поколения, которые после завершения переходного периода диктатуры пролетариата в отдельных странах будут свидетелями полного осуществления и развития интернациональной коммунистической демократии. Каким образом выполнит эту свою задачу коммунистическая школа? Какую организационную форму должна принять воспитательная функция государства в общей системе Советов? Какие административные задачи должны выполняться профсоюзами преподавателей начальной, средней и высшей школы? Как будут преобразованы университеты и политические школы и как их работа будет согласовываться со всей остальной работой в сфере культуры? Какой облик должен будет приобрести с введением новой конституции и изменением основных принципов права юридический факультет? А библиотеки и музеи, выставки — какой цели они должны будут служить? В числе подписчиков и читателей нашего журнала («Ордине нуово».— Примеч. ред.) есть большой отряд студентов, работников искусств, преподавателей, достаточно способных и подготовленных, чтобы критически подойти к этим проблемам и попытаться их разрешить. Мы взываем к их доброй воле, к их горячему желанию содействовать установлению нового, коммунистического строя.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование