Адаптивные модели социализации

Июль 14, 2015 By: admin Category: Интересное.

В ФРГ в рамках буржуазной науки о воспитании тенденция к «научному» обоснованию адаптации (а соответственно и типа социально-конформной личности) утверждала себя в полемике с представителями так называемой «гуманитарной» педагогики, ориентированной на идеал «автономной» личности. В центре дискуссии стоял вопрос о «возведении эмпирически констатируемого факта социальной адаптации, пронизывающей всю воспитательную реальность, в педагогическую норму, в ^фундаментальную цель воспитания» (67, р. 50).

Достижению полной идентификации индивида с заданной системой ролевых ожиданий (в соответствии с ролевой концепцией личности как «совокупности ролей», как своего рода Homo Sociologicus) (33) фактически подчинена вся система социализации подрастающего поколения в капиталистических странах. Так, обучение ролям провозглашается центральной задачей воспитания в школах США, ибо в успешном выполнении ролей как ребенком, так и впоследствии взрослым индивидом буржуазные педагоги видят гарантию нормального функционирования общества в целом. Абстрактное понятие «роль» создает иллюзию равных возможностей у всех, достаточно полно усвоивших ту или иную роль, и маскирует, таким образом, классовую направленность ^социализации в буржуазном обществе, а также установку не на развитие всех человеческих способностей, а на императивное подчинение официальным стандартам. Воспитание «функционера» предполагает прежде всего вооружение учащихся так называемыми «навыками современной социальной жизни», «правилами и нормами социальной игры» с акцентом на усвоение «функциональных поведенческих образцов». Только после того, считает, например, один из активных поборников данной ориентации — западногерманский педагог Т. Вильгельм, как у учащихся будут сформированы устойчивые, автоматизированные привычки и навыки требуемого социального поведения, «социальная благожелательность», готовность идти на уступки и компромиссы, их можно будет считать полноправными гражданами своего государства (106, S. 256).

Подобную же позицию занимают многие буржуазные авторы, акцентирующие в вопросе определения целей и идеалов воспитания и образования аспект их жесткой детерминации требованиями капиталистического производства, которому нужна не всесторонне развитая личность, а хорошо функционирующая модель, тип некоего «технократического» человека, полностью интегрированного в систему капиталистического производства (28). Представляя футурологическую модель воспитания, французский социолог О. Жискар дЭстен пытается определить его роль, цели и задачи в будущем «постиндустриальном» обществе. Центральное место в его концепции уделено анализу функции воспитания (социализации) в установлении «социального мира». Воспитание, говорит он, призвано научить людей взаимопониманию с элитарной группой, выполняющей функцию управления, ибо «солидарность приобретает сейчас значительно большие масштабы, чем это было раньше» (45, р. 31). Задача воспитания состоит в том, чтобы каждая социальная группа осознала свое место и роль в иерархической системе общества. Только в этом случае, считает он, каждая социальная группа достигнет полного расцвета и пожнет плоды цивилизации, вместо того чтобы уничтожать друг- друга в междоусобных битвах (45, р. 33—34). Классовая сущность подобных прогнозов очевидна. Она состоит в стремлении утвердить незыблемость классово-иерархической структуры общества, убедить в бесперспективности классовой борьбы.

Реализации данной программы призвана служить система так называемой «методической», т. е. планомерной, целенаправленной, социализации подрастающего поколения. «Положение молодежи в современном обществе,— пишет западногерманский социолог Ф. Тен- брук, — настоятельно требует… ее организованной социализации, которая бы способствовала успешной социальной включенности молодого поколения в структуру современного общества» (102, S. 20). Необходимость такой целенаправленной социализации мотивируется сложностью современной общественной жизни, несостоятельностью семьи, неспособной более единолично решать вопрос подготовки молодежи к «миру современной цивилизации». Поэтому так называемая «функциональная социализация», т. е. стихийное формирование личности под воздействием различных социальных факторов, продолжая присутствовать в общем процессе социализации, начинает постепенно вытесняться планомерной, организованной, целенаправленной социализацией, осуществляемой прежде всего школой, различными формами профессионального обучения, а также внешкольными молодежными учреждениями и союзами. «Быть мостом в общество», (102, S. 20), «стать действительной школой социального опыта» (77), организовать единый по своей направленности процесс социального воспитания учащихся — так видят буржуазные авторы основную социализирующую функцию современной школы, ее роль в формировании у молодежи твердой системы социальных установок, поведенческих образцов и ценностных ориентаций, соответствующих официальным, классово детерминированным общественным нормам.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование