Приучение детей к труду

Июль 14, 2015 By: admin Category: Интересное.

Очень важно уже с раннего возраста приучить детей к труду и к уважению труда других, в частности, родителей. Пусть каждый член семьи стремится вложить свою долю в общее дело. Четырехлетнего ребенка можно приучить отвечать за порядок в том уголке, где стоят его игрушки. Обувь, одежда и другие вещи детского туалета должны убираться самим ребенком (а не мамой) на определенное место. С возрастом трудовые поручения, естественно, усложняются. Такие виды работы, как уборка комнаты, посуды после еды, уход за цветами, штопка чулок, посильны детям 11 — 12-летнего возраста >и даже 9— 10-летнего.

Учеба в школе есть серьезный и ответственный труд учащихся. Задача родителей заключается не только в том, чтобы разъяснять значение учебного труда, но и следить за тем, чтобы дети систематически готовили домашние задания; эта их работа имеет огромное не только образовательное, «о и ‘воспитательное значение.

Глубоко ошибаются те родители, которые во время учебных занятий освобождают Своих детей от всяких обязанностей по дому. Это не помогает учебной работе, а, наоборот, порождает лень и безответственность. При вызове в школу родителей неуспевающих школьников чаще всего можно услышать: «Не знаю, чем объяснить плохую успеваемость дочери (или сына.— Л. С.), ведь я ее освободила от всех обязанностей по дому». Родители и не подозревают, что они допустили большую педагогическую ошибку: освобождение их дочери от всех обязанностей по дому явилось предпосылкой к тому, чтобы она сама себя освободила от обязанностей по школе.

Можно привести много примеров, когда участие- детей в домашнем труде содействует привитию трудовых навыков вообще, а это помогает в учебной работе, и, наоборот, освобождение детей от трудовых обязанностей в семье не содействует успешному обучению в школе.

В нашей школе училась Нина К., единственная дочь в семье. Родители ее —• люди энергичные, трудолюбивые, но, к сожалению, при воспитании дочери допустили педагогическую ошибку — не приучали ее к труду. Никакие домашние обязанности на нее не возлагались, мать сама вела домашнее хозяйство. Уроки готовила Нина только с помощью матери, причем активная роль принадлежала последней. По заявлению самой матери, каждая четверка за ответ дочери в большей степени «заработана» ею, а не девочкой.

Отсутствие навыка в труде особенно остро почувствовалось, когда Нина стала учиться в старших классах. Способности у Нины вполне удовлетворительные, но, как правило, каждую четверть она начинала с двоек, хотя при желании могла учиться гораздо лучше.

Классный руководитель и детский коллектив уделяли Нине много внимания, но результаты были весьма скромные. Любую работу она выполняла без увлечения, скорее по принуждению.

А вот другой пример. В одном классе с Ниной училась Валя К. Она пришла в I класс когда отец и мать были студентами и, кроме нее, в семье был еще один ребенок. С раннего возраста Валя должна была помогать матери: отводить брата в детский сад, покупать хлеб, убирать комнату. Когда Валя была в VI классе, я спросила ее: «Как ты помогаешь маме?» Она ответила: «Убираю комнату, покупаю продукты в магазине, готовлю обед, если мама занята». Такая работа по дому не мешает Вале отлично учиться и переходить из класса в класс с похвальными грамотами.

В настоящее время в семье К. трое детей, подросла вторая дочь. Материально семья вполне обеспечена, но мать, чтобы не избаловать детей, не хочет брать домашнюю работницу. Между всеми членами семьи, кроме малыша, распределены обязанности, и каждый старается свою работу выполнять аккуратно.

Летом, когда семья уезжает в деревню, Валя работает в колхозе, и мать это приветствует, так как считает, что ее дети должны воспитываться в труде.

После окончания VII класса Валя с родителями уехала на Кавказ. За лето она приготовила для школы великолепный гербарий; научилась пользоваться определителем растений и к засушенным растениям дала аннотации.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование