Активная разработка проблем социализации

Июль 14, 2015 By: admin Category: Интересное.

Буржуазными социологами, педагогами и психологами сопровождается постоянным пересмотром утвердившихся ;ранее концепций, модификацией основных положений, идей, принципов, составляющих содержание данной теории. Такая подвижность буржуазных концепций является результатом их приспособления ко всем изменениям в идеологическом климате буржуазного общества. Так, кризис пресловутой концепции «деидеологизации» и усилившиеся в 70-х гг. призывы к «идеологическому обновлению», «реидеологизации» вынудили сторонников -позитивизма усилить внимание к «ценностным», идеологическим аспектам и активизировать разработку проблемы «политической социализации» (112). Известный западногерманский социолог О. Лемберг, например, говоря о значении идеологии в формировании у моло- .дежи «целостной картины мира и общества», предлагает включить ее в теорию воспитания «как величину первостепенной важности» и как «ответ на усиление значимости социологического элемента» в педагогической науке (70).

С другой стороны, специфику исследования проблемы социализации в 70-е гг. определила смена буржуазными общественными науками своих преобладающих теоретико-методологических ориентаций, вызванная кризисом структурного функционализма, а также своего рода перемещением ранее оппозиционных социальных теорий в ранг официальных. Реакция на позитивизм с лозиций так называемого «нового гуманизма» обусловила возникновение ряда новых концепций и подходов^ В рамках теории социализации это коснулось прежде всего пересмотра одной из фундаментальных идей социализации — идеи адаптации индивида к существующей5 социальной реальности.

Первоначальные концепции социализации формировались почти исключительно под влиянием структурного- функционализма в русле позитивистской методологии (Т. Парсонс, О. Брим, Р. Кёниг, В. Брецинка, В. Ку- картц, П. Фулкье, Р. Лафон и др.). В соответствии со- своим основным теоретическим постулатом — обеспечение стабильности и равновесия социальной системы — структурный функционализм рассматривал социализацию как необходимый механизм для ее воспроизводства. А так как организующим центром социальной системы в рамках данного подхода выступает «согласие- в ценностях и значениях» (Т. Парсонс), то и основной акцент в исследованиях процесса социализации делался на изучение условий, обеспечивающих усвоение индивидом ценностно-нормативной системы общества и соответствующих ей образцов поведения. В конечном счете- назначение таких исследований сводилось к описанию воздействия социальных структур на формирование личности индивида с целью манипулирования человеком путем изменения условий и факторов, определяющих его поведение. Личность в подобного рода концепциях предстает как «слепок с условий», как пассивный отпечаток обстоятельств. Понятия «приспособление», «адаптация», «конформность» в приложении к процессу социализации индивида стали здесь ключевыми. Сам процесс адаптации рассматривался как предпосылка «поведенческой уверенности».

Формирование у молодежи «социальной и духовной эластичности», по утверждению американских исследователей, способствует достижению личного благополучия, поэтому процесс обучения в школе должен стимулировать формирование конформности, рассматриваемой как конечный продукт социализации (37, р. 63—83).

В рамках традиционных функционалистских моделей социализации понятие «успешной» социализации фактически исключало аспект социальной активности индивида. По Т. Парсонсу, социализированный индивид может не только исправно функционировать в заданной общественной структуре, но и находит в этом функционировании удовлетворение своих индивидуальных потребностей (87). Процессу социализации задается, соответственно, модель личности, полностью адаптированной к требованиям социальной системы. Для реализации этой заданной модели и для нормального функционирования системы процесс социализации, согласно Парсонсу, должен неизбежно дополняться системой социального контроля, ибо только в этом случае социализация обеспечивает необходимое для стабильности системы социальное поведение индивидов (46).

Адаптивные модели социализации оказывали вплоть до середины 60-х гг. большое влияние на теорию и практику буржуазного воспитания в ведущих капиталистических странах. В США они нашли свою практическую реализацию в так называемой «Программе приспособляемости молодежи к жизни» (51, р. 208—212), •которая, по признанию американских исследователей, внесла существенную лепту в эру беспрецедентного конформизма, характеризовавшего социально-политическую обстановку в США до известного молодежного бунта бО-х гг.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование