Потребности реакции

Июнь 15, 2015 By: admin Category: Разное

Одним словом, недостаток удовлетворяющих потребности реакций со стороны людей, осуществляющих уход за младенцем, может спровоцировать преждевременное формирование отношения к миру как к фрустрирующей субстанции, когда ребенок еще лишен возможности в полной мере убедиться, что мир, в сущности, хорош. В этом случае последующий, более реалистичный опыт не будет нейтрализован более ранним опытом. У него не будет побудительного мотива тратить жизненную энергию на попытки дотянуться до желанной цели, даже когда уровень развития будет ему это позволять.
Такие дети отказываются прилагать какие бы то ни было усилия, чтобы достичь желаемого. Они не видят причин стремиться к фрустриру- ющим переживаниям, а ведь, как им кажется, мир состоит только из них. Именно эти дети страдают инфантилизмом, госпитализмом, и, как утверждал Шпиц, фактически ведут растительный образ жизни. Они не развиваются ни социально, ни эмоционально, ни интеллектуально и очень скоро умирают.
Но, как мне представляется, их увядание нельзя считать прямым следствием ни механистического, обезличенного ухода, ни даже низкого уровня стимуляции. На мой взгляд, все дело в их неспособности проявлять активность по собственному усмотрению. Хотя неудовлетворительный уход не может выступать в качестве активирующего фактора, тем не менее, именно их отказ активно действовать приводил к эмоциональной, интеллектуальной, а зачастую и к физической смерти. В противном случае, результаты наблюдений, проводившихся Шпицем и другими исследователями, не дают ответа на вопрос, почему одни дети выжили, а другие — нет, хотя все они получали одинаковый уход и лечение. Некоторые из них, то ли благодаря природным задаткам и первичному опыту, то ли по счастливой случайности, достигли большей активности и поэтому извлекли максимально возможную пользу даже из убогого механистичного ухода. Точнее, вероятно, забота со стороны взрослых показалась им менее формальной в силу того, что они активнее ее воспринимали.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование