Простые семейные истории

Май 10, 2015 By: admin Category: Интересное.

Вновь оказавшись в ситуации «модернизации вдогонку», современное российское общество стало местом одновременной реализации двух противоположных стратегий в эволюции от человека экономического к человеку потребляющему, эволюции, проходившей в западном обществе последовательно. Это совмещение отражается и в формировании разного типа семейных стратегий. Можно представить следующую типологию современной российской семьи. Во-первых, это «ударники капиталистического труда», представляющие тип человека экономического, и их отношение к семье. Во-вторых, это звезды и их философия наслаждения и траты с соответствующими семейными практиками. И, наконец, в-третьих, это огромная масса народа, где постсоветская семья предстает как боевая единица на фронтах выживания, — вот ее-то жизнь нигде и никак не представлена. Зато представлена, как мы пытались показать выше, «звездная» семья. Она репрезентирована как ведущая модель, в демонстрации и навязывании которой отражены базовые властно-принудительные стратегии консюме- ристского общества.

Пространство современной российской жизни все больше подвергается расчленению и дифференциации, и представленные выше типы семьи практически не соприкасаются в реальности. Место их «встречи» одно — телевизионный экран, только оказываются они по его разные стороны.

Миру «звезд» и их семейной жизни четко противопоставлена жизнь «простого народа», она тоже репрезентирована в потоке семейных историй: пафосно-сентиментальным историям Оксаны Пушкиной противостоят разнообразные грязно-радикальные «Окна». В печатных СМИ «Каравану историй» противоположены тощенькие «Ваши истории» и поразительная по своей претензии на подлинность российская газета «Жизнь».

Эти издания, как правило, неведомы сколько-нибудь интеллигентному человеку, но имеет смысл обратиться к этой «резервации», т.е. посмотреть туда, где определено место для антиподов звездной жизни. При всей контрастности полюсов этой жизни мы увидим ряд очень схожих тактик в конструировании образов постсоветской семьи. Это, по меньшей мере, следующие составляющие: а) игра в подлинность, б) претензия на терапевтические функции, в) реализация глубинных консюмеристских стратегий — «все на продажу!» — с манипуляционными практиками эмоционального эксгибиционизма/вуайеризма.

Обратимся к журналу «Ваши истории». Этот общероссийский журнал работает по принципу газеты бесплатных объявлений. Он предлагает читателям присылать свои жизненные истории, а затем, собрав их под своей обложкой, продает все это в общей «упаковке». Журнал стимулирует продажу авторами-читателями историй своей жизни, предлагая в каждом номере объем призового фонда. Как и «звездам», народу предлагается продать свои жизненные истории. Отличия состоят в мотивации и в масштабе цен. Цены в журнале «Ваши истории» определяются по значимости рубрик, в которые посылаются истории. Разные «кусочки» жизней читателей/писателей имеют разную стоимость. Приведем содержание прайс-листа:

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование