Мотив супружеской измены

Май 10, 2015 By: admin Category: Интересное.

Произведения декабристов закладывали в литературе программу поведения русской женщины, «сознательно осмысляемого как героическое», которое должно было непосредственно влиять на современников, — и влияло, судя по документам времени. Эта программа не только успешно вошла в жизнь вскоре после 1825 года, но и была закреплена в пушкинском романе, финал которого создавался в совсем иную, последекабрист- скую, эпоху. На фоне декабрьской катастрофы сохранение Татьяной верности мужу, который «в сраженьях изувечен», и отказ от личного счастья ради долга воспринимались и как показатели исконной русскости ее облика, и как доказательство верности самого автора идеалам молодости. Однако мотивировка поведения Татьяны несла в себе не только общественно-литературный смысл, но и смысл утверждения новой позиции автора — А. Пушкина конца 1820-х — начала 1830-х годов.

Мотив супружеской измены, так же как и нравственного долга, проходит через все творчество Пушкина. Достаточно вспомнить песню Земфиры «Старый муж, грозный муж…» и драматическую развязку любовной коллизии этой поэмы; полушутливые, полусерьезные строки стихов: «Сначала были мы друзья, / Но скука, скука, муж ревнивый…» или «Благопристойные мужья / Для умных жен необходимы», к которым примыкает содержащий двойную ироническую подсветку сюжет поэмы «Граф Нулин» ; кощунства Дон Гуана и фольклорную травестию « Сказки о попе и о работнике его Балде»2. Верность неведомому супругу, с которым она оказалась обвенчана по христианскому обряду, хранит Марья Гавриловна, героиня «Метели», — и это же обстоятельство препятствует счастию Марьи Кирилловны в «Дубровском», ее последние слова опоздавшему Дубровскому- Дефоржу поразительно напоминают процитированные выше слова прощания Татьяны:

Я согласилась, я дала клятву, — возразила она с твердостию, — князь мой муж, прикажите освободить его и оставьте меня с ним. Я не обманывала. Я ждала вас до последней минуты… Но теперь, говорю вам, теперь поздно. Пустите нас.

Учитывая это «совпадение» финалов двух романов, относящихся к последнему, зрелому периоду творчества Пушкина, этическую позицию, выраженную в «отповеди» героини, следует признать эталонной для самого поэта. К тому нас склоняет история его дуэли и всех событий, ей предшествовавших: словно предвидя свою роль «благопристойного мужа», поэт настойчиво заклинает избранницу, данную Богом и узаконенную Церковью, помнить долг. «И рогоносец величавый, / всегда довольный сам собой, / Своим обедом и женой» — эта перспектива жизни для Пушкина была прямо невозможной, хотя — о чем говорят нам стихи его — в отдельные моменты жизни мыслимой поэтом.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование