Процесс воспитания

Май 10, 2015 By: admin Category: Интересное.

В процессе воспитания учитывать стремление к самостоятельности у молодых людей необходимо как педагогам, так и родителям. Этот вопрос находится в тесной связи с развитием самосо знания старшего школьника и формированием у него образа его «я». В этом возрасте становление «я» молодого человека, его самостоятельности достигает апогея. Как справедливо оценил подобное состояние виднейший советский психології. С. Выготский, оно является квинтэссенцией и главным итогом переходного к взрослости возраста. Противоречия в структуре социальных ролей и уровне притязаний достигает наибольшей остроты. Вот почему вопрос «кто я?» для старшеклассника становится главным лейтмотивом в понимании сущности своего социального бытия. Взрослым знакомы в этом процессе и такие рядом возникающие явления, как максимализм, экстремизм и т. п.

Организуя свое воспитательное воздействие на детей, родители должны учитывать, что ранней юности присущи чувство мнимого одиночества, усиление индивидуальных начал в переживаниях, переключение сознания с внешнего самоконтроля на внутренний и т. д. (см.: Кон И. С. Психология юношеского возраста. С. 62—66). Именно с этими процессами связано развитие межличностной привязанности, дружбы между молодыми людьми, формирование мировоззрения и общественной активности, то есть всех тех важнейших факторов, которые определяют молодого человека как личность. Игнорировать эти явления — значит утратить ведущее начало в воспитании ребенка.

Старшеклассники более остро воспринимают влияние окружающей среды, особенно коллектива сверстников. Замечено, что ослабление связей с референтным ученическим коллективом толкает юношей, как и подростков, активно искать сближения с неформальными группами асоциально настроенных и безнравственно ведущих себя сверстников и взрослых. Деформируется понимание коллективных отношений: они принимают характер взаимной эксплуатации, насилия над личностью, анархии и цинизма по поводу всего общепринятого и нравственного. В этих случаях представления о преимущестах коллектива, вызванные особенностями старшеклассников, нередко переходят в свою противоположность и могут стать источником проявления и развития трудновоспитуемости.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование