Старшеклассники

Май 10, 2015 By: admin Category: Интересное.

Как и подростки, старшеклассники испытывают «чувство взрослости». Однако это чувство у них сложнее и острее Оно является более зрелым уже потому, что находит выражение как потребность самоутверждения и самовыражения в сфере социальных и нравственных отношений. Как и подростки, юноши, например, стремятся к признанию со стороны взрослых и стараются выделиться, обратить на себя внимание любым способом, даже негативным поведением. Однако поведение старшеклассника, в отличие от подростка, который также склонен проявлять негативизм в тех случаях, когда он особенно хочет обратить на себя внимание, не схоже с безалаберной выходкой подростка. Это негативизм прежде всего в сфере духовной жизни, в общественно целесообразной деятельности. Как известно, старшеклассники в такой ситуации охотно проявляют интерес к различного рода «модернам», «ультрамодам», пренебрежение к общепризнанному, устоявшемуся.

На почве этой тенденции также может возникать проступочное и даже преступное поведение. Так, однажды произошло следующее: три старшеклассника, убежав из школы, купили вино и распивали его на крыше высотного здания. Сидели на самом краю крыши, свесив ноги, и весело беседовали. Когда их спросили, зачем они рисковали быть замеченными и задержанными милицией, один из них ответил: «А зачем нам прятаться? Мы и хотели, чтобы нас видели».

Замечено, что первые свои преступления старшеклассники совершают именно по этим причинам — из желания проявить взрослость, выразить свою «самобытность», индивидуальность. С этого желания и начинается у некоторых молодых людей нравственная деформация. Причем с возрастом влияние сверстников становится сильнее, чем влияние взрослых, сопротивление «давлению» все больше.

Поэтому свои нравоучения родители должны строить в форме советов молодым людям, на уважительном отношении к их интересам и склонностям. Систематически, с большим тактом необходимо разъяснять возможные последствия негативного поведения, пренебрежения законами и нравственными нормами. Особенно важно убедить в неотвратимости наказания за совершенные проступки и преступления. Г. П. Давыдов, проводивший социологические исследования среди учащихся, отмечает, что 22 % учащихся на вопрос, можно ли избежать наказания за совершенное преступление, ответили, что можно (см.: Давыдов Г. П. Организация и эффективность правового воспитания. М., 1983. С. 231).

Главную роль в предупреждении отклонений от нравственных норм играют включение молодых людей в активную социальную жизнь общества, и особенно в общественно-трудовую деятельность; организация раннего взаимодействия учащихся с трудовыми коллективами. Новое, по сравнению с подростковым возрастом, положение юношей и девушек в системе коллективных связей и межличностных отношений определяет развитие у них самосознания. Возрастает личная нравственная ответственность учащихся за принадлежность к коллективу, более глубоким становится понимание целей объединения в коллектив, взаимной зависимости, слияние личных и общественных интересов, повышается требовательность к себе и своим сверстникам.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование