Спальня и возникновение частной жизни

Май 10, 2015 By: admin Category: Интересное.

Процесс возникновения частной жизни обсуждается давно. Например, американский социолог Толкотт Парсонс связывал тему приватности современной жизни с темой исчезновения класса прислуги. Во Франции проблематику частной жизни исследовали Филипп Арьес, изучая эволюцию семьи на Западе, Анри Лефевр, обсуждая некоторые незаметные факты истории первых двух третей XX века, и, конечно, Мишель де Серто, уделивший, возможно, самое пристальное внимание «ординарной культуре». В Британии эта тема стала предметом внимания представителей школы культурных исследований, вдохновленных идеей Раймонда Уильямса о том, что суть культуры — в ее обыденности.

Еще раньше в своей работе «О процессе цивилизации» Норберт Элиас дал образцовый пример исторического исследования вопроса о происхождения спальни. Со ссылкой на многочисленные тексты Средневековья и ранней современности Элиас показывает, что в течение очень долгого времени на Западе даже в среде высшего слоя мирян не существовало понятия о частной жизни, и поэтому было чем-то само собой разумеющимся, когда гостей принимали в комнате, где стояли кровати. Не вызывали никакого удивления ситуации, когда в одной комнате ночевало много людей, когда господа делили постель со своими слугами, когда на одной и той же кровати спали порой незнакомые люди. Элиас также сообщает, что до той поры, пока не произошло обособление спальни от общественной жизни, в европейском обществе существовала подлинная непринужденность в обнажении своего тела: представители разных социальных групп ложились спать совершенно голыми. При этом история появления одежды для сна сообщает, что ночные рубашки и пижамы появляются сравнительно поздно. В аристократическом мире, где события отхода ко сну и пробуждения имели публичный характер, ночные рубашки, как и любое платье, были богато украшены, поскольку выставлялись напоказ. Напротив, в буржуазную эпоху все элементы спального костюма тщательно маскируются, и даже само упоминание о них становится чем-то неприличным. Лишь к середине XX века в связи с растущей социальной мобильностью и появлением новых стандартов общественной жизни, одежда для сна вновь преобразуется таким образом, что человеку становится «не стыдно» показаться в ней перед лицом других людей. Ведя разговор о спальне, Элиас отмечает, что «вплоть до последней по времени фазы процесса цивилизации постель и тело совсем не считались зонами психической опасности». Лишь сравнительно недавний — в XIX веке — отказ от практики совместного использования одной постели посторонними людьми, а также взрослыми и детьми, показал, насколько изменились межчеловеческие отношения и поведение людей.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование