Самостоятельность подростка

Май 10, 2015 By: admin Category: Интересное.

Иногда воспитатели торопятся провинившихся подростков зачислить в число «трудных» только потому, что они совершили один или несколько безнравственных поступков, не особенно задумываясь над их мотивами. Но ведь цели у нарушителей могли быть в своей основе нравственными. Никогда нельзя спешить с выводами, решая вопрос о «трудности» ребенка, тем более оценивая гражданственность его поведения. Если подросток совершает проступок по своему неумению избрать правильные средства для достижения своих нравственных целей, для нег о это естественно. Но так же естественно и то, что он мог бы повести себя иначе, если бы рядом был наставник, который тактично и умело помог бы ему преодолеть неправильные взгляды, рассеять заблуждения и найти верный способ реализации своих намерений. И если подобные проступки все же имеют место, то уже можно говорить, по меньшей мере, о начале педагогической запущенности.

Самостоятельность подростка, как черта характера, определяется особенностями развития его самосознания. В 11 —13 лет у подростка в процессе его деятельности, общения с окружающей средой пробуждается активный интерес к своему внутреннему миру, стремление познать самого себя. Как отмечает С. Н. Хорунжий, развитие самосознания важно для того, чтобы учащиеся воспринимали себя как субъекта деятельности и поведения, соответственно относились к успехам и неудачам, проявляли самокритичность и требовательность к себе (см.: Развитие нравственных убеждений школьников. К., 1986. С. 122).

Развиваясь на неподготовлен ной. почве, когда у ребенка нет еще достаточного уровня знаний, психологической подготовки и соответствующих предпосылок, самосознание не всегда предопределяет правильное поведение. Стремление защитить свое «я», первые попытки к самооценке при недостаточном жизненном опыте могут способствовать неправильному выбору линии поведения, закреплению негативных черт, нежелательных личностных качеств.

Для подростка характерны неуравновешенность, противоречивость переживаний, возможность срывов, аффективное поведение, возникающее вследствие несоответствия между его притязаниями и возможностями. Еще в большей мере такое поведение характерно для подростков, ставших на путь правонарушений. Для них срывы и негативизм становятся обычным явлением.

Важным фактором развития самосознания школьников-подро- стков, так же как и младших школьников, является детский коллектив. В нем подросток активно приспосабливается к общественным требованиям, принимая их ^в большинстве случаев как способ самовыражения. В процессе адаптации к коллективному микроклимату срабатывают механизмы развития самосознания, проявляет себя самозащитная функция психики ребенка в подростковом возрасте.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование