Супружеская спальня: к «святая святых» современной семьи и от нее

Май 10, 2015 By: admin Category: Интересное.

Шкала гармоничности—деспотичности является обобщением нескольких параметров коммуникативного стиля семьи, но отнюдь не исчерпывает его характеристики; другим немаловажным измерением является, например, степень контроля слабых со стороны сильных, варьирующая от «до всего есть дело» до «почти на все наплевать». Степень деспотичности и степень вовлеченности власти важны, в частности, для сопоставления стереотипов внутрисемейной коммуникации и стиля отношений между властью и человеком на другом уровне — на уровне общества в целом62. Между этими уровнями нет сколько-нибудь прямой причинной связи — и было бы наивно объяснять распространенность и конкретные формы семейного деспотизма тоталитарным характером общества и, наоборот, выводить складывание деспотичного характера власти в обществе из распространенных особенностей семейных отношений. Однако это сопоставление не вовсе лишено смысла — во-первых, в силу разительного сходства некоторых черт и, во-вторых, потому, что опыт и коммуникативная компетенция, приобретенные в деспотичной семье, позволяют человеку воспринимать определенные формы властных отношений в обществе как нечто естественное, само собой разумеющееся.

Ситуация двойного связывания, комплементарно-схизмогенетические процессы и производные от них формы коммуникации и психологических защит характерны и для проявлений деспотизма на более высоком, нежели семейный, уровне. Оправдание тоталитарной власти, несмотря на ее «отдельные недостатки», мазо- хистическая любовь к родине, которая в лице коллективов и официальных инстанций обладает монополией на правду и на выбор способа общения с индивидом — все это механизмы, транслирующие себя через практики воспитания, будь то семейные или общественные.

Одним из последствий нынешнего стремления к использованию опыта различных социальных дисциплин в гуманитарных исследованиях стал повышенный интерес историков и социологов к проблематике повседневности. В поле их внимания попадают вопросы, которые до недавнего времени беспокоили разве что антропологов. Анализ повседневности, ее различных структур позволяет писать другую историю и заниматься другой социологией1. Помимо прочих значений другое здесь означает и проявление интереса к тем сторонам человеческой жизни, которые прежде оставались за чертой внимания многих социальных наук. Строго говоря, другое — это сами люди в их повседневности, их телесность, одежда, секс, их жилище. Обращаясь к этим «факультативным» проблемам, мы лучше понимаем содержание проблем «первостепенных», «вечных».

Разговор о супружеской спальне, в которой мы привыкли видеть обычный атрибут нашего жилища и обитель частной жизни, мог бы, например, помочь понять содержание происходящих сегодня с нами великих перемен. Мы едва ли найдем специальные исследования историков и социологов, касающиеся этого феномена, хотя некоторые авторы так или иначе затрагивали тему спальни в своих работах.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование