Подростковый возраст

Май 10, 2015 By: admin Category: Интересное.

Такими критическими состояниями характеризуется каждый этап возрастной лестницы. Однако у подростков их больше, чем у детей любого другого возраста. Это можно объяснить тем, что сознание подростков, по сравнению с младшими школьниками, характеризуется активизацией умственной деятельности, изменением ценностных ориентаций личности, взглядов на взаимоотношения с окружающими. Появляется критическое отношение к поведению окружающих взрослых и (однако в меньшей мере) к своему. Начало данного возрастного периода характеризуется появлением первых признаков самоконтроля и саморегуляции поведения.

Многие исследователи этого возраста отмечают и такие, общие для подростковог о возраста противоречия, как стремление к взрослости и недостаточный моральный опыт, появление новых ориентаций, интеллектуальное взросление и завышенная оценка собственных знаний и т. п. Замечено, что в цивилизованных странах наблюдается значительный разрыв во времени между наступлением у человека половой зрелости (13—15 лет) и социальной зрелости, возможности выполнять простейшую трудовую функцию взрослого (22—26 лет). Другими словами, человек в 15 лет считает себя способным вступить в брак, зачать ребенка и родить, быть на равных со взрослыми, и в то же время его, как личность, не принимает взрослое общество, поскольку он не приобрел необходимых качеств, характеризующих социально зрелого человека.

У казанные противоречия социального характера могут вызвать отклонения от нормы в нравственном развитии и поведении. Неумелыми действиями (жестокостью, грубостью, потаканием и т. д.) родитель может глубоко травмировать душу ребенка, вызвать отчуждение, которое потом будет нелегко устранить. Возникает деформация нравственных отношений. Широко известное явление акселерации порождает у молодежи завышенные притязания, способствует усложнению взаимоотношений между подростками и взрослыми, требует внесения поправок в воспитательную практику.

Однако подростковый возраст является сложным для воспитания не только вследствие нравственных противоречий. В этот период возникают противоречия и в физическом развитии, такие, например, как недостаточная координация движений, непропорциональность роста органов и другие явления, вызывающие неуклюжесть, скованность подростков, особенно девушек. При половом созревании, которое происходит в этом возрасте, если по отношению к подростку допускается безнадзорность, если его жизнь неправильно организована, если духовные запросы его примитивны, в его поведении могут возникнуть отклонения от нравственных норм, а интересы и установки приобрести уродливые формы. Создаются благоприятные условия для асоциального развития, появляются развязность, ложное представление о своем «я», раздражите чьность, скрытность, аффективность. Усиливается сопротивление педагогическому влиянию; нервная система теряет пластичность. Воздействовать на ребенка становится все труднее и труднее.

Как видим, подростковый период в жизни школьника наиболее сложный в психологическом и педагогическом отношениях. Даже в том случае, если у ученика не возникает стойких негативных новообразований в поведении и он развивается в воспитательном отношении благополучно, взаимоотношения подростка с окружающей средой определяются постоянным, более или менее сильным психическим напряжением, в зависимости от индивидуальности. Эти напряжения создают тот негативный фон, который и позволяет считать подростковый возраст «трудным», а каждого ребенка — потенциально неблагополучным. Состояние потенциальности всегда готово реализоваться, как только возникнут благоприятные для развития негативизма условия.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование