Сложные взаимоотношений младших школьников

Май 10, 2015 By: admin Category: Интересное.

В младшем школьном возрасте, при переходе, по словам профессора Е. А. Аркина, «в совершенно новый мир», ребенок находится еще на первых ступенях развития воли. У него в известной мере еще сковано воображение, преобладает непроизвольное внимание. Он нуждается в руководстве взрослого как дошкольник. Однако существенно изменяется у него роль оценки и самооценки. Его собственная оценка и оценка товарищей еще не противостоят оценке взрослых, родителей, а оценка учителя выступает в роли «делового подкрепления» в выполнении любого вида труда. В этот период дети всегда готовы защищать авторитет своего учителя, не замечают его недостатков, не обижаются на него за наказание. У них усиливается избирательность отношения к взрослым, доверительное отношение к ним как бы фокусируется на отдельных лицах. Характерные особенности возраста — доверчивое подчинение авторитету, повышение восприимчивости, впечатлительность.

Психологи утверждают, что характерной особенностью сложных взаимоотношений младших школьников со взрослыми следует считать появляющееся в этом возрасте и достаточно четко переживаемое ребенком стремление к взрослости. Многочисленные исследования показывают, что неадекватная реализация учениками этого стремления нередко побуждает их к проявлениям про- ступочного характера (курение, сквернословие, грубость и пр.).

Однако основное отличие дошкольника от младших школьников, замечает Е. Л. Аркин, заключается в развитии ума и всей его личности. Обогащенный опытом и знаниями, ум созревает и крепнет настолько, что освобождается от безраздельного господства чувств, оказывается способным контролировать свои действия и из подчиненного постепенно становится руководителем. Школьная обстановка, условия новой жизни, учение служат значительным активизатором самостоятельности Расширяются возможности для развития морально-волевой сферы. Учебная деятельность, новая по своему характеру, активно направляет волю ребенка на совершенно новую область интеллектуальных процессов В этих процессах происходит определенная закалка волевых качеств, дальнейшее бурное развитие получает самостоятельность, чему способствует целенаправленная работа в семье и школе.

В характеристике развития детей младшего школьного возраста немаловажным является и такое обстоятельство: по мере их взросления увеличивается ориентация на самооценку и, естественно, уменьшается ориентация на оценку их другими людьми. В этом сказывается усиление роли самостоятельности как регулятора поведения. Значение самооценки настолько повышается, что при возникновении конфликта между требованиями, вытекающими из самооценки, и стремлением к желаемой оценке преобладающим мотивом поведения оказывается самооценка. Однако нельзя сводить на нет оценочное влияние окружающих. Чувствительность к оценке старших, сверстников, педагогов остается у человека на всю жизнь.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование