Особенности детей младшего школьного возраста

Май 10, 2015 By: admin Category: Интересное.

Уже в этом возрасте ярко проявляется стремление ребенка к взрослости, которое в значительной мере определяет его отношения и поведение. Изменившееся общественное положение детей в связи с поступлением в школу становится основой возникновения новых притязаний, в которых очень ощутимы нравственные начала, представляющие собой фундамент нравственного поведения.

Ведущим в поведении начинающего школьника можно считать противоречие между желаниями и возможностью их реализовать. Правда, по сравнению с дошкольниками, у них постепенно исчезают наивность действий и неприкрытость причинных связей в поведении, выражающемся в проступках. Упрямство становится более властным, все чаще оно выступает как средство протеста. В поведении младших школьников нередко появляются грубость, резкость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым, особенно к тем, кто проявляет неуважительность к ним. Значительно более устойчивой становится недисциплинированность, возникающая из шалости, озорства и непослушания. Однако чаще всего она незлоумышленна. В этот переходный период ребенок соединяет в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника. Существенных изменений в соотношении факторов нравственного развития хотя и не происходит, но определенные сдвиги все же имеют место: реже проявляется контрастность в смене настроений; повышается ответственность за свои действия, особенно в выполнении трудовых заданий. Общественный труд ребенка становится важным фактором воспитания у него гражданских качеств.

Вот почему реформа народного образования предусматривает увеличение учебного времени на занятия трудом уже в начальной школе. Становится обязательным включение учащихся начиная с младших классов в систематический, организованный, посильный для их здоровья и возраста общественно полезный труд — труд настоящий, необходимый обществу. Только такой труд является незаменимым фактором гражданского становления личности. А какие воспитательные возможности открывает педагогически целесообразно организованный труд ребенка в семье!

Воспитание трудолюбия в этот период развития ребенка должно все более выступать как фактор формирования таких общественно ценных черт личности, как желание охотно и много трудиться на общественное благо. Наряду с приучиванием ребенка выполнять трудовые обязанности по дому, ему следует прививать желание помогать соседям, престарелым, больным. При этом нужно учитывать, что дети охотно выполняют подобные поручения.

В это время происходят серьезные изменения во взаимоотношениях со взрослыми, усложняется характер отношений ребенка в детской среде. Знакомство с явлениями трудновоспитуемости у детей данного возраста показало, что основные психические напряжения и «трудное» поведение появляются у ребенка чаще всего в так называемые критические (кризисные) ситуации его развития, когда возникают и начинают активно проявляться новообразования в физической, духовной и нравственной структуре формирующейся личности. Каждое такое новообразование своим появлением обусловливает специфическую мотивационную обстановку, определяющую поведение ребенка, и чем своевременнее и лучше родители разберутся в этой обстановке, тем меньше вероятности для возникновения напряжений и деформаций в психических и нравственных отношениях ребенка.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование