Сознательная или неосознаваемая интерпретация

Май 10, 2015 By: admin Category: Интересное.

Соответственно, сознательная или неосознаваемая интерпретация любого поведенческого акта потенциально включает в себя его оценку в перспективе его «небуквального» значения — с точки зрения преследуемых деятелем целей, с точки зрения побудительных причин, с точки зрения ожидаемых последствий и т.п. Кроме того, интерпретация всякого акта предполагает решение о принадлежности данного акта к одному из модусов коммуникации 26 и к одному из типов действий. Информация о модусе коммуникации и типе действия вместе с информацией об отношениях участников взаимодействия составляет метакоммуникативный компонент общения.

Таким образом, наряду с собственно содержательной информацией, содержащейся в поведенческом акте, рассмотренном как сообщение, и помимо имплицитных компонентов смысла, имеется еще один немаловажный компонент общения, метакоммуникативный. Анализ этого компонента осложняется тем обстоятельством, что, в отличие от передачи информации средствами словесного языка, выражение отношений и модуса коммуникации эволюционно значительно более древняя способность. У человека она опирается на преимущественно невербальные средства 27, принципы действия которых общие для коммуникации человека и коммуникативных систем животных. Эти средства значительно хуже, в сравнении с дискретными средствами, поддаются анализу, поскольку не составляют хорошо структурированной системы28. Они не дают возможности референции и метаязыковых сообщений, зато используются для сообщений метакоммуникативных29.

1) Индивид включен в очень тесные отношения с другим человеком, поэтому он чувствует, что для него жизненно важно точно определять, какого рода сообщения ему передаются, чтобы реагировать правильно.

2) При этом индивид попадает в ситуацию, когда этот значимый для него человек передает ему одновременно два разноуровневых сообщения, одно из которых отрицает другое.

3) И в то же время индивид не имеет возможности высказываться по поводу получаемых им сообщений, чтобы уточнить, на какое из них реагировать, т.е. он не может делать метакоммуникативные утверждения 33.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование