Тема ухаживания

Май 10, 2015 By: admin Category: Интересное.

Материал, представленный в этой статье, является частью более обширного исследования, в котором на примере трех поколений русских и татарских сельских женщин прослеживаются изменения в идеях и практике, связанных с репродукцией. В основе исследования — более ста устных интервью с женщинами, рожденными между 1899-м и 1937 годом. Интервью были собраны моими сотрудниками и мной в период с 1990 по 1994 год1; фонограммы и расшифровки интервью хранятся в архиве Центра по изучению истории и памяти при Индианском университете. Целью данного исследования было проследить как проникновение западного медицинского дискурса о репродукции в сельские общины, так и те изменения в представлениях и практике деревенских женщин, которые это проникновение вызвало. Основное направление исследования было связано с вопросами беременности, деторождения, абортов, кормления маленьких детей и ухода за ними. Образование семьи, т.е. ухаживание и свадьба, было одним из аспектов этого исследования, хотя и не являлось его основным фокусом: мы начинали интервью с женщинами с вопроса о том, как они познакомились со своими супругами. В результате было собрано достаточно материала об ухаживании и заключении брака для того, чтобы сделать определенные выводы о практиках формирования семей в русских и татарских деревнях в первой половине XX столетия2.

Поскольку тема ухаживания и вступления в брак не являлась основным предметом исследования, в интервью она появлялась случайно и непоследовательно. Эта особенность материала об организации семьи не позволила проследить четкие различия между тремя поколениями. В итоге обычаи, связанные с вступлением в брак, распадались на два характерных периода: до- и пос- леколлективизационный.

Причиной для сравнения организации семьи у русских и татар послужила значительная разница показателей выживания их детей. Я хотел выяснить, в какой степени религиозные нормы и унаследованные обычаи были перенесены в XX столетие. Оказалось, что и в ухаживании, и в заключении брака между двумя группами также существовали некоторые различия, которые, однако, исчезли со временем.

Основной целью большевистской семейной политики было преобразование института брака. Первый указ о семейном праве, изданный вскоре после Октябрьского переворота, упразднил обязательную религиозную службу при заключении брака и свел эту процедуру к простой гражданской регистрации. Целью этого нововведения было не просто снять религиозный контроль с этого ключевого социального института, но и освободить брачный союз от других ограничений, включая авторитет родителей, особенно хозяина дома, способных повлиять на выбор двух индивидуумов. Вскоре новый порядок привился в городах, а со временем и в деревне. В отличие от крещения и абортов, по поводу которых деревенские женщины выказывали сопротивление коммунистическому режиму, традиционные формы бракосочетания — обязательные смотрины, сватовство, выкуп за невесту, приданое и венчание, отражающие природу брака как священного и материального союза между двумя семьями, вскоре покорились требованиям нового времени.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование