Вторая сессия

Апрель 08, 2015 By: admin Category: Интересное.

Продолжение групповой работы было осложнено рядом трудностей. В промежутке между сессиями занятий училище покинула девочка — эмоциональный лидер группы. Еще одна девочка не смогла принять участие в работе из-за болезни. Уменьшение группы было решено компенсировать введением трех новых членов.

Одна из вновь принятых девочек, имевшая проблемы дисгармоничного акселерированного психосексуального развития, обладала высоким формальным статусом в отряде, была чрезвычайно властной и директивной. Занятия наравне с другими девочками, многие из которых были младше нее и находились в отряде в позиции отвергаемых, воспринимались ею как ущемление собственного достоинства. В связи с этим ее поведение было достаточно явно оппозиционным, вызывающим, агрессивным. Она активно способствовала созданию кризисной ситуации в груп-пе. Когда перед девочками встала альтернатива, продолжать групповую деятельность или смотреть видеофильм с остальным отрядом, она демонстративно заявила о выходе из группы и уговаривала присоединиться к ней других воспитанниц. С ней ушли две вновь принятые девочки.

В то же время сложившаяся ситуация содействовала интеграции той части группы, которая решила остаться на занятиях, возникновению в ней ярко выраженного чувства «мы» в связи с противопоставлением тем, кто вышел из группы. Групповая сплоченность закрепилась на заключительном занятии, во время которого девочки дарили друг другу небольшие подарки, сопровождая их добрыми пожеланиями. Конец цикла занятий ознаменовался «Пожеланиями со свечой»: ритуалом передачи по кругу зажженной свечи с высказыванием каждой девочкой того, что для нее значила группа, что она чувствовала во время занятий, что для неё было нового и полезного. Деятельность группы приобрела для девочек самостоятельный ценностный смысл, они начали гордиться своей принадлежностью к группе. Это вызвало усиливающийся интерес к тому, что происходит на занятиях, у остальных воспитанниц отряда

Несмотря на то, что в высказываниях и поведении девочек, образовавших группу, стало уже меньше проявлений недоброжелательности и агрессивности, задания, направленные на совместную организацию деятельности в подгруппах (рисунок общего дома и др.), обнаружили значительные проблемы. Выработка общего плана, распределение функций, согласованность действий были чрезвычайно затруднены и требовали серьезного и постоянного вмешательства ведущих. Девочек приходилось успокаивать, обсуждать с ними возможность продолжения совместного рисования, искать вместе с ними незаполненное пространство на листе ватмана. Нужно было договариваться с остальными участницами об их творческих планах, выяснять, какие мелки или фломастеры пока не нужны. Только тогда можно было предположить, что минуты две совместная работа будет возможна. Потом происходил следующий взрыв из-за ^ого, что кто-то помешал, или сделал не то, или взял необходимый фломастер и т. д. — слезы, крики, бросание карандашей, уход из группы. Ведущие только успевали «отлавливать», «контейнировать» их чувства, успокоив, пристраивать к совместной деятельности. Препятствием для нее становились выраженные отношения соперничества, конкуренции, слабая способность работать индивидуально в рамках общего проекта

Недостаточная эмпатия, слабость внимания к проблемам другого человека и взаимной поддержки наблюдались и в характере выполнения заданий на сплоченность (круг доверия). Девочки толкали друг друга, нетерпеливо требовали поставить их в центр, огрызались на замечания других участниц. Вместе с тем в конце сессии по общему настрою девочек и их высказываниям можно было сказать, что мотивация на продолжение занятий у девочек повысилась.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование