Помимо перцептивных замен

Март 30, 2015 By: admin Category: Интересное.

В этой пробе ошибки часто связаны с фрагментарным восприятием предмета, когда по выделенной части предмета актуализируется другой предмет:

— у молотка, например, игнорируется ручка, а верхняя часть называется то кубиком, то автобусом, машиной, вагоном или мелом’,

— бабочка видится как помидор, репка, зайчик, кот ;

— ландыш воспринимается как листик’,

— кувшин — как сердечко’,

— настольная лампа — как розетка.

Такие ошибки мы чаще относим к трудностям восприятия целостного образа предмета. Вместе с тем часть перцептивных ошибок не может рассматриваться как собственно нарушение зрительного восприятия первичного характера и легко исправляется ребенком при привлечении его внимания. Они возникают на фоне импульсивности или низкой активности ребенка и связаны со слабостью регуляторных процессов. Так, некоторые дети, рассматривая лампу, сразу выделяют шнур с вилкой, которые находятся несколько в стороне и хорошо видны. При этом они неточно знают предметную отнесенность каждого слова в паре «розетка — вилка» и обозначают этот предмет розеткой. Вместе с тем привлечение внимания ко всему предмету чаще позволяет назвать его или правильно, или грибком.

Помимо перцептивных замен возникают вербально-перцептивные и вербальные, когда ответ на исходный стимул близок по значению и относится к одной семантической группе:

— кувшин — ваза, графин, чашка, ведро, воду наливать’,

— ландыши — колокольчик, подснежник, тюльпан, василек, цветок’,

— молоток — топор, бить;

— бабочка — жук.

Ошибки этого типа возникают при недостаточной связи зрительного образа предмета и слова, что может приводить к называнию предмета по картинке близким по значению словом. Так, кувшин иногда называется чашкой, графином, а в последнем примере ребенок правильно идет от его функции — «воду наливать» или молоток — «бить». Эти ошибки указывают на трудности, связанные прежде всего с актуализацией названия предмета, и говорят о левополушарных трудностях взаимодействия в речевой и в гностической сферах. Исследования на клиническом материале указывают на недостаточности или нарушения зрительных образов при поражении височных и височно-затылочных отделов левого полушария головного мозга. Помимо этих замен не все предметы хорошо знакомы детям. Так, большинство из них не знают собственно цветок ландыша, а более знакомым для них является колокольчик.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование