Концепции и технологии современных направлений когнитивной психотерапии

Апрель 07, 2015 By: admin Category: Интересное.

Когнитивная психотерапия рассматривает три основных психических аспекта функционирования человека: мысли (когниции), чувства (эмоции) и поведение (психическое реагирование), находящиеся в реципрокных отношениях между собой (т. е. каждая из составляющих этого своеобразного треугольника психической жизни способна вызвать изменения двух других составляющих). При этом главенствующим элементом признаются когниции.

Теория когнитивной психотерапии вслед за теорией поведенческой терапии, из недр которой она выросла, постулирует положение о том, что эмоциональные реакции и психическое реагирование опосредованы когнитивными процессами. Схема взаимодействия окружения и индивида имеет вид S—>0—>R, где S (стимул) — воздействие среды на человека, О (объект) — сам человек, R — реакция (эмоциональная или поведенческая). Однако если Поведенческая терапия расценивает объект как «черный ящик», не представляющий интереса, и все ее внимание и усилия нацелены на распознание соответствия между стимулом и реакцией (т. е. какое воздействие следует направить на объект, чтобы получить «нужный» ответ), то для когнитивной психотерапии основной интерес представляет именно объект, а точнее, происходящие в нем процессы переработки поступившей информации, которые и вызывают появление той или иной ответной реакции. Когни- ‘ тивная психотерапия исходит из того, что восприятие события или информации опосредуется мышлением и, только обратившись к этому звену, можно понять реакцию индивида.

Приведенная выше классическая схема взаимодействия индивида со средой в трактовке когнитивной терапии приобретает несколько иной вид: Ав>Ас>В>С, где А0 — объективное событие, описанное группой наблюдателей; Ас — субъективный образ события у пациента; В — система оценок пациента, определяющая, какие параметры происшедшего события будут восприняты как значимые и как они будут истолкованы; С — эмоциональные и поведенческие последствия воспринятого и переработанного события, в том числе и болезненная симптоматика. -

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование