Предмет обсуждения

Апрель 07, 2015 By: admin Category: Интересное.

Чем более абстрактен или обобщен предмет обсуждения, тем легче нарушается закон тождества. Особенно легко это происходит при использовании в процессе общения профессионала и дилетанта специальных терминов: один из собеседников вкладывает в понятие строго научное представление о предмете обсуждения, а другой — бытовое, житейское. Так, для врача «депрессия» — обозначение болезненного состояния, состоящего из устойчивой совокупности болезненных симптомов, касающихся настроения, моторики, мыслительной’деятельности, волевой активности, соматовегетативных нарушений, а обыватель нередко называет депрессией любое ухудшение настроения. Существует профессиональное и бытовое представление об алкоголизме, аутизме, истерии и др. Профессиональные термины «капельное сердце» или «блуждающая почка» для врача всего лишь анатомическая характеристика функционально здорового органа, а в представлении дилетанта они могут приобретать значение тяжелой патологии.

В клинике мы часто сталкиваемся с неопределенностью мышления, возникшей у пациента после знакомства с популярной литературой, беглой и поверхностной беседы с врачом, впечатляющего эпизода из художественного произведения и т. п. В силу недостаточной осведомленности в медицине больной оценивает вновь узнанный термин, пользуясь его родовым понятием, и тогда границы определения становятся неоправданно широкими, размытыми. Или же, напротив, он выхватывает из контекста детали, которыми подменяет целое. Д. В. Панков приводит пример актера с кардиофобией, диагностировавшего у себя инфаркт. Ему ничего не было известно о многовариантности болевого синдрома, но он «в четырех спектаклях по роли умирал от инфаркта», и поэтому любые неприятные ощущения в груди ассоциировались у него с представлением об инфаркте миокарда.

Неопределенность мышления нередко встречается у больных неврозами или аффективными расстройствами. Оценивая свою жизнь, они могут сказать «меня никто не любит», имея в виду конкретных сослуживцев и забывая о членах своей семьи, или же назвать себя «аутистом, интровертом», подразумевая неловкость, робость, стеснительность в компании.

Употребление психологических, медицинских терминов без достаточной осведомленности об их содержании, подмена научных понятий бытовыми часто приводят к логическим ошибкам, в результате чего у человека нередко формируется ложное суждение о своем соматическом или психическом заболевании, уродстве характера, ущербности. Задачей терапевта в этом случае является объяснение смысла термина, выявление ошибки, демонстрация : ее пациенту и коррекция мышления больного.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование