Оперантная стратегия

Апрель 07, 2015 By: admin Category: Интересное.

Негативное (устраняющее) подкрепление в виде предоставления ребенку возможности избежать уже присутствующего или ожидаемого нежелательного, неприятного события, нелюбимого занятия в случае демонстрации им формируемого поведения, должно отвечать тем же условиям.

Следующая оперантная стратегия — наказание — многими детскими психотерапевтами рекомендуется с рядом оговорок. Во-первых, наказание может быть эффективным, если применяется последовательно каждый раз, когда совершается девиантное (антидисциплинарное, антисоциальное, делинквентное или аутоагрессивное) действие, т. е. является неминуемым. При невозможности достоверно отследить поведение ребенка это условие отсутствует. Эффективное использование наказания в течение длительного времени представляется маловероятным. Кроме того, этот вид воздействия нередко провоцирует конфликты, вызывает ответную агрессию или патологический страх у ребенка, а порой даже выступает как подкрепление негативного поведения (в случае, если общение в форме наказания оказывается для ребенка предпочтительнее полного отсутствия внимания со стороны значимых людей). Наконец, физическое наказание может нанести вред здоровью.

Ввиду перечисленных особенностей стратегий наказания, вместо последней рекомендуется применять торможение в виде устранения, нивелирования, обесценивания тех событий в окружении ребенка, которые выступают в роли позитивных стимулов и подкреплений его девиантного поведения. Таковыми нередко являются так называемое «негативное внимание», материальные или моральные привилегии, которых ребенок добивается своим отклоняющимся поведением. К факторам торможения К Бремс относит и лишение ребенка привычных эмоционально положительных событий в случае демонстрации им нежелательного поведения (например, отказ от чтения традиционной вечерней сказки), что нам представляется более соответствующим понятию «наказание» (Шевченко Ю. С., 1997). Несомненно продуктивной является комбинация всех четырех оперантных стратегий в системе «поощрение — наказание — принуждение — вдохновление». Раз реализованное наказание можно в последующем использовать в качестве угрозы, принуждающей ребенка отказаться от девиантного поведения, а обещание знакомой награды становится для него вдохновляющим фактором.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование