Общие и специальные методики

Апрель 07, 2015 By: admin Category: Интересное.

Каждая из приведенных концепций терапии использует один из естественных онтогенетических механизмов формирования поведения, последние непосредственно связаны с филогенетически обусловленными врожденными видоспецифическими формами поведения. Так, инстинктивной реакцией на опасность и у животных, и у человека является борьба или бегство, а в чрезвычайных ситуациях — беспорядочное метание («двигательная буря») или застывание («мнимая смерть»). Филогенетическими детерминантами объясняются такие классы поведенческих феноменов, как инстинктивные механизмы (импринтинг, смещенная активность, переадресованная агрессия), комплексы активности (пищевое, половое, территориальное, комфортное, очищающее, исследовательское, иерархическое и другие типы поведения), этологичес- кие паттерны (сосание, вылизывание шерсти, грызение ногтей, раскачивания, позы доминирования, подчинения и проч.). Если обучающие воздействия входят в конфликт с инстинктами животных, то последние берут верх над приобретенными поведенческими реакциями. Об этом следует помнить при моделировании и человеческого поведения, особенно при работе с детьми, ибо будучи sapiens (разумным), человек остается homo, т. е. представителем биологического вида гоминид.

Многие, казалось бы, чисто человеческие формы поведения представляют собой лишь культурно преформированные инстинктивные модели. Таковы увлечения путешествиями, охотой и рыбной ловлей, коллекционированием, донжуанство, кокетство, участие в подростковых «бандах», занятия силовыми единоборствами и экстремальными видами спорта, «кипучая» общественная деятельность и т. д.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование