Повторение раздражительных и тормозных состояний

Апрель 06, 2015 By: admin Category: Интересное.

По мнению И. П. Павлова (1951), ассоциативным обусловливанием можно объяснить большинство приобретенных форм поведения. Этой точки зрения придерживался и бихевиорист Б. Уотсон (1998), который через несколько лет после И. П. Павлова показал, как могли бы развиваться некоторые эмоциональные реакции, не включенные от рождения в естественный репертуар индивидуума. Например, резкий звук или внезапная потеря опоры (специфические стимулы, вызывающие врожденную реакцию испуга) при сочетании с видом нейтрального и даже инстинктивно привлекательного объекта (например, белой мыши) может сформировать у шестимесячного ребенка страх перед крысой. В процессе генерализации этот страх может распространиться на кролика, собаку, шубу, вату, все предметы с белым мехом, вплоть до маски Деда Мороза, с которой ребенок раньше играл.

Сформулированный на основе указанных исследований закон ассоциации (или сочетания) утверждает, что если на нервную систему воздействуют одновременно два раздражителя, то весьма вероятно установление между ними связи в нервных структурах (Уотсон Б., 1998). Таким образом, в случае классического обусловливания один из раздражителей вызывает рефлекс естественным образом, а сочетающийся с ним второй (нейтральный) раздражитель может приобрести способность вызывать ту же рекцию.

Исходя из законов, открытых И. П. Павловым, для успешного целенаправленного формирования или погашения классической условно-рефлекторной реакции требуется учет ряда специфических моментов (Федоров А. П., 2002).

1. Сочетание индифферентного и безусловного раздражителя является эффективным в тех случаях, когда первый несколько опережает второй. В связи с этим аппараты для лечения ночного недержания мочи, включающие звуковой сигнал или обусловливающие пробуждение ребенка в результате легкого удара током после замыкания электрической сети первыми каплями непроизвольно выделившейся мочи, не вполне соответствуют данному условию. В идеале пробуждающий сигнал должен опережать акт мочевыделения.

2. Количественные показатели условного рефлекса (его частота, сила, скорость) возрастают в процессе повторения случаев сочетания смежных — условных и безусловных — раздражителей. В то же время известны факты, демонстрирующие, что при определенных условиях для образования стойкого условного рефлекса не требуется промежуточной фазы, он формируется после первого же сочетания.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование