Методологические принципы бихевиоральиой психотерапии

Апрель 06, 2015 By: admin Category: Интересное.

В основе бихевиоральиой (от англ. behaviour — поведение) терапии, целью которой является формирование и закрепление конкретной желательной поведенческой модели (либо подавление нежелательного поведенческого стереотипа), лежит теория научения, включающая в себя ряд концепций приобретения чувственного опыта.

Базируется на данных, полученных академиком И. П. Павловым в исследованиях по формированию условного рефлекса на нейтральный стимул (в частности, при исследовании пищеварения у собак). И. П. Павлов (1951) ставил вопрос — нельзя ли найти такое элементарное психическое явление, которое целиком и с полным правом могло бы называться вместе с тем и чистым физиологическим явлением? Таким первичным психофизиологическим элементом поведения он и считал условный рефлекс. Временной нервной связи Павлов присвоил статус универсального физиологического явления, свойственного как животным, так и человеку. В то же время, отмечал он, это и явление психическое — то, что в психологии называется ассоциацией, существующей в виде соединения, состоящего из всевозможных действий, впечатлений или букв, слов и мыслей.

Сочетание раздражителя, вызывающего непроизвольную реакцию, с нейтральным стимулом позволяет в по следующем использовать сам этот стимул для вызывания или подавления неконтролируемого сознанием поведения. Так, приступ страха, мигрени, астмы может быть купирован с помощью плацебо-эффекта нейтральной таблетки или условнорефлекторного действия психологического «якоря».

Повторение раздражительных и тормозных состояний, возникающих в определенный период под влиянием внешних и внутренних стимулов, приводит к формированию динамического стереотипа поведенческой системы. Реакции фиксируются, совершаются все легче, приобретают свойства автоматизма, стереотип становится косным, часто трудно коррегируемым, мало меняющимся в новой обстановке, слабо реагирующим на новые стимулы. Поэтому как формирование новой привычки (поведенческого стереотипа), так и подавление ее может представлять значительный и даже чрезвычайный труд по причине сложности и инертности формируемой или подавляемой системы (Антропов Ю. Ф., Шевченко Ю. С., 1999).

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование