Теоретические основы бихевиорально-когнитивной психотерапии

Апрель 06, 2015 By: admin Category: Интересное.

В процессе эволюции формы адаптации живых существ к меняющимся условиям среды становились все совершеннее: стереотипные, предопределенные или запрограммированные формы поведения (преобладающие у примитивных животных) постепенно уступали место более гибкому и пластичному поведению, позволяющему организмам приспосабливаться к самым разным ситуациям.

Если безусловно-рефлекторные и инстинктивные типы поведения не могут претерпевать значительных изменений, то, напротив, приобретенные поведенческие реакции изменяются, иногда очень существенно, и эти изменения бывают весьма стойкими. Некоторые виды научения реализуются уже на уровне рецепторов или спинного мозга, для других необходимо участие подкорковых структур, а наиболее сложные виды характеризуют взаимодействие миллиардов нервных цепей коры головного мозга (Год- фруа Ж., 1992). При этом научение одним формам поведения может осуществляться автоматически и непроизвольно, другие требуют специального программирования, которое способен воспринять лишь развитый мозг высших млекопитающих, а у человека возможным становится и самонаучение.

В психологии выделяются три категории научения, различающиеся по степени участия в них организма как целого. Реактивное поведение характеризуется пассивным реагированием организма ни внешние факторы, сопровождающимся незаметным и более или менее непроизвольным изменением нейронных цепей и формированием новых следов памяти. К таким типам научения относятся: привыкание (габитуация); импринтинг (запечатление) и условные рефлексы.

Оперантное поведениедействия, формирующиеся в процессе активного «экспериментирования» организма, с окружающей средой которого в результате и устанавливаются связи между поведением и различными ситуациями. Такие формы поведения возникают при научении путем проб и ошибок, методом формирования реакций, а также при научении через наблюдение. Во всех перечисленных случаях изменения поведения организма зависят преимущественно от качества сигналов, поступающих извне, т. е. «выбор» и закрепление реакции определяется тем, каковы ее последствия в отношении удовлетворения потребностей или избегания нежелательной ситуации (Годфруа Ж.,1992).

Третья категория — формирование поведения в процессе когнитивного научения. Оно включает не только ассоциативную связь между двумя ситуациями или между ситуацией и ответом организма, но и оценку данной ситуации с учетом прошлого опыта и возможных (предвосхищаемых или предполагаемых) последствий. Когнитивное научение в чистом виде представляет собой научение путем рассуждений, а к переходным между ним и вышеперечисленными относятся латентное научение, выработка психомоторных навыков и инсайт.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование