Психотерапия и психокоррекция детей с заиканием

Апрель 09, 2015 By: admin Category: Интересное.

Заикание — это одно из распространенных системных речевых нарушений, которое характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью коррекции. Возникая преимущественно в период наиболее активного формирования и развития речи (2-6 лет), оно, вне зависимости от своей этиопатогене- тической природы (первично-дизонтогенетической, эн- цефалопатической, психогенной), определяющей основные клинические варианты синдрома-болезни («заикание развития», развивающееся в результате фиксации физиологических запинок в период бурного становления фразовой речи; неврозоподобное — вторичное заикание как результат декомпенсации резидуально-органической церебральной недостаточности, затрагивающей речедвигательные центры; невротическое — «логоневроз» как системное нарушение в ответ на острую или хроническую психическую травму), становится сквозным продуктив- но-дизонтогенетическим синдромом затяжного полиморфного патологического состояния.

Дефицит невербальных средств общения, характерный для многих больных с заиканием, вызывает осложнения в речевом, социальном и личностном развитии ребенка, что, являясь неблагоприятным фактором почвы не только для заикания, но и для других «болезней коммуникации» (аутизма, элективного мутизма, социофобии и проч.), снижает эффективность логопедических занятий и определяет нестойкий результат терапии.

В связи с этим комплексный патогенетический подход к лечению детей и подростков с заиканием предусматривает сочетание собственно логопедической работы по формированию или восстановлению (становлению) зрелого, полноценного и устойчивого навыка речевого общения с медикаментозным и особенно психотерапевтическим воздействием на все уровни психической организации пациентов, а также на процесс их личностного развития.

В психологии выделяются четыре основные генетические формы общения ребенка со взрослыми в периоде от рождения до семи лет: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная (М. И. Лисина).

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование