Волшебные слова на ночь

Апрель 09, 2015 By: admin Category: Интересное.

«Сейчас я засну, быстро и легко (для невротика подчеркнуть особо), буду спать спокойно (для дизонтогенетического добавить: «и буду видеть яркие цветные приятные сны», потому что в развитии первичного дизонтогенетического энуреза есть этап, когда он является компенсаторным). Сначала у ребенка созревает фаза медленного сна, синхронизированного сна, сна без сновидений. И если на этой фазе имеются сложности, то возникают компенсаторные раскачивания — актации, сосание пальца и другие ритмические движения, что является врожденным механизмом облегчения формирования этой фазы сна. У людей с первичным энурезом медленная фаза сна существует и, более того, характеризуется слишком глубоким сном — профундосомнией. Суть их проблемы в том, что через 90 минут сна наступает время, когда медленный сон должен смениться парадоксальным сном, но этого не происходит. А парадоксальный сон нужен, потому что сновидение это последняя преграда между здоровьем и неврозом. И получается, что незрелый ребенок более невротичен, чем зрелый: у него нет этой защитной функции, нет аппарата отреагирования тех проблем, которые нельзя отреагировать в бодрствующем состоянии.

И здесь мы как бы навязываем то, что лежит в его зоне ближайшего развития — сновидения. Они у него есть, но настолько кратковременные, что он их не помнит. Но как ; бы крепко я ни спал, я обязательно почувствую тот момент, когда захочу в туалет. Я почувствую его так же ясно и четко, как чувствую это днем. Здесь следует сделать паузу. Ребенок находится на этапе наглядно-действенного и конкретно-образного мышления. Поэтому, если эту фразу не сопроводить «картинкой», она работать не будет, < потому что этой картинки у него нет. Дальше психотерапевт говорит: «Отложи ручку, пусть рука у тебя отдохнет.

Если это маленький ребенок, то ему даже лучше и не рисовать, а взять воздушный шарик, налить в него водичку и сказать: «Зажми! Видишь, вода не льется. Почему? Это твоя воля, это твой “мышечный зажим”. Вот твой “замочек” — крепкий и надежный. Кто может заставить тебя разжать этот замок? Только ты сам. Приказ есть — разожмешь, приказа нет — все надежно закрыто!». То есть — упор делается на наглядно-действенное мышление. Для опоры на конкретно-образное мышление можно нарисовать то, на что похоже ощущение наполненного, но контролируемого мочевого пузыря: на плотину, на ключ или что-то другое. У детей, как правило, рождаются прекрасные, великолепные образы. Кстати, и при работе с заикающимися каждый логоприем должен бьггь проиллюстрирован картинками: на что он похож. На что похоже «нижнее напряжение», когда ты выдыхаешь? На что похоже сдувание с губ? (Не будешь же каждый раз напоминать весь алгоритм речевого навыка, проще сказать: «Ну-ка, флейта; ну-ка, насос; ну-ка, лифт!»)

А при работе с подростком можно взять анатомический атлас человека в сагиттальном разрезе и объяснить: вот мочевой пузырь, вот сфинктер, вот спинной мозг, на уровне которого у ребенка срабатывает врожденный рефлекс, вот продолговатый мозг, управляющий механизмами десинхронизирующего сна, вот кора головного мозга, обеспечивающая осознанное поведение, вот «сторожевой пункт», который тебя разбудит. Такова опора на абстрактно-логическое мышление.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование