Неравномерность развития высших психических функций

Март 30, 2015 By: admin Category: Интересное.

Возрастные особенности созревания определяются прежде всего генетической программой развития. Принцип гетерохромного развития объясняет понимание зрелости мозговых структур и их функций. Неодинаковая скорость и сроки формирования характерны как для отдельных функциональных систем, так и для разных звеньев внутри одной функциональной системы, что создает предпосылки для функциональных перестроек. В процессе онтогенеза функциональные системы на отдельных этапах развития достигают различной степени зрелости. Как известно, вторичные зоны мозговой коры и их функции, например сенсорные, формируются достаточно рано, а другие — третичные заканчивают свое формирование лишь к 12 —14 годам. К ним относятся, например, структуры и функции лобных долей и нижнетеменных, с прилегающими височно-затылочными отделами, которые осуществляют интегрирующую роль в работе модально-специфических функций, например зрительно-пространственную обработку информации.

Неравномерность развития высших психических функций ребенка обусловлена особенностями его индивидуального развития и спецификой социальных факторов, которые и определяют разнообразие детской популяционной нормы. Таким образом, нормальное развитие ребенка представляет собой сочетание гетерохронного онтогенеза и индивидуального формирования функциональных систем.

Анализируя полученные данные методом нейропсихологиче- ского исследования, необходимо иметь в виду, что мы имеем дело не с нарушенными функциями, а с их возрастным развитием и особенностями формирования. В соответствии с принципом динамической организации психических функций, в процессе развития ребенка или в процессе упражнения той или иной функции, они не очень жестко детерминированы определенными мозговыми структурами и системами и меняются как со стороны мозговой организации, так и со стороны психофизиологической структуры.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование