Анализ индивидуальных различий развития психических функций

Март 30, 2015 By: admin Category: Интересное.

В III классе мы несколько усложнили задание, добавив фигуры 5 и 6 вместо фигур 1 и 2. Оказалось, что успешность обучения не всегда была связана с результатами выполнения проб, что может быть объяснено не столько трудностями программирования деятельности, сколько недостаточностью пространственного анализа и синтеза при хорошей ориентировке в задании.

Достоверные различия в результатах выполнения пробы обнаружились при выполнении фигур, требующих пространственного разворота фигуры. У части детей, независимо от успеваемости, возникали трудности пространственной ориентации фигуры, невозможность ее целостного восприятия и построения. Такие дети, несмотря на помощь, часто изменяли форму или контуры фигуры. При выполнении фигур 2, 4, 6 характерны ошибки, когда в основании фигуры находится не угол кубика, как это указано в образце, а грань, т.е. эти фигуры располагались, как и остальные, а разворот фигуры на 90° дети не осуществляли. В ряде случаев ребенок раздвигал кубики, и они не прилегали гранями друг к другу, а касались углами или вовсе раскладывались линейно.

Такие ошибки топологического характера, связанные с несформированностью зрительно-пространственных функций, свойственны в большей степени детям со слабостью преимущественно теменно-затылочных отделов правого полушария головного мозга или межполушарного взаимодействия. Что касается иных ошибок, то у другой части детей контур фигуры не нарушался, а ошибки были связаны с расположением кубиков внутри фигуры по осям «лево—право» и реже «верх—низ».

Часть детей, как правило с невысокой успеваемостью, испытывали затруднения и в звене ориентировки регуляции и контроля, успешность которых определяется развитием лобных отделов головного мозга.

В IV классе по сравнению с III различия между детьми с разной успеваемостью становятся менее значительными, а среднее время выполнения заданий уменьшается. Снижение времени выполнения заданий касается прежде всего построения четвертой и шестой фигур, что указывает на развитие правополушарных стратегий зрительно-пространственных представлений.

Таким образом, по данным нашего исследования церебральное обеспечение этой пробы связано с работой сложной функциональной системы, включающей как гностические звенья, так и регуляторные.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование