Успешность объяснения выбора в пробе «пятый лишний»

Март 30, 2015 By: admin Category: Интересное.

В I классе хорошо и средне успевающие дети правильно выбирают ответ в среднем в 4 заданиях, а плохо успевающие — в 3,3 задания. При этом выраженные трудности испытывают только средние и плохо успевающие ученики — 15 и 30 % соответственно. Успешность выполнения пробы у хорошо успевающих детей по сравнению с плохо успевающими имеет тенденцию к достоверным различиям. Все пять заданий правильно выполняют 45 % хорошо, 40 % средне и только 20 % плохо успевающих учеников. Напомним, что материалом методики были цепочки слов, среди которых одно не подходило к остальным словам, и приведем примеры неправильного выбора неподходящего слова. Часть ошибок связана с незнанием детьми значений слов. Так, некоторые не знали значений таких слов, как индюк, табурет, хотя знали слова табуретка и индюшатина. Они исключали эти слова как неподходящие к остальным. Многие из детей не различали имен и фамилий и считали, что все слова подходят. Если выделить типичные ошибки, связанные с невозможностью обобщить группу слов, то наиболее сложными были два последних задания.

Теперь рассмотрим второй показатель — количество правильных объяснений. Первоклассники в среднем правильно объясняют 3,3 задания, а второклассники — 3,3 задания. Что касается различий между группами детей с различной успешностью обучения, то они отмечаются как в I, так и во II классах. Например, в

I классе хорошо успевающие дети в среднем правильно объясняют выбор 4 слов, средне успевающие — 3,3, а плохо успевающие —

3,0 слова. При этом 8 % хорошо успевающих, 23 % средне успевающих и 30 % плохо успевающих первоклассников правильно объясняют лишь два ответа, которые они выбрали как неподходящие к остальным. Все ответы правильно объясняют 33 % хорошо успевающих, 27 % средне успевающих и 15 % слабо успевающих учеников.

Таким образом, различия между группами наблюдаются по количеству детей с выраженными затруднениями и по количеству детей с безошибочным выполнением. Группа средне успевающих школьников по количеству детей с выраженными затруднениями приближается к группе плохо успевающих учеников, а по количеству детей с безошибочными выполнениями — к группе хорошо успевающих.

Во II классе, как мы отмечали выше, усложнение задания привело не только к тому, что между I и II классами не было обнаружено отчетливой разницы в оценках, но и к меньшей выраженности различий в оценках между группами детей с различной успешностью обучения. Среди хорошо успевающих учеников почти половина правильно осуществляет выбор во всех заданиях, а среди средне и плохо успевающих учеников лишь треть.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование