Обобщая результаты рассмотрения связей

Март 27, 2015 By: admin Category: Интересное.

Анализ связей между показателями отношения родителей и базисных стратегий преодоления стресса у делинквентных девочек демонстрирует статистически значимые корреляции «позитивного отношения» матери и «направленности дочери на решение проблем» (р = 0,01), а также «непоследовательности» матери и склонности к «стратегии избегания» удочери (р = 0,005).

Вместе с тем отношения между этими параметрами не столь однозначны. Отмечаются существенные тенденции связи названных стилей воспитания и с другими видами копинг-стратегий: «позитивного отношения» и «стратегии избегания», а «непоследовательности» с двумя другими формами копинг-стратегий: «поиском социальной поддержки» и «избеганием».

В связи с этим делать определенные выводы о роли характера воспитательных воздействий родителей в формировании базисных стратегий преодоления стресса у дочери на основе полученных корреляций было бы преждевременно. Этот вопрос требует дополнительного изучения.

Обобщая результаты рассмотрения связей между характером воспитательной практики родителей, как она видится девочкам- подросткам, и аномалиями личностного развития делинквентных девочек, следует подчеркнуть, что враждебный, непоследовательный и директивный стиль отношения матери и отца оказывают несомненно пагубное влияние на формирование личности дочери. В клиническом плане это проявляется в патохарактерологическом развитии девочек и угрозе формирования у них стойких аномалий характера — психопатий. В собственно психологическом — в становлении неадекватного, искаженного образа «Я» и негативного отношения к себе, в ожидании подобного взгляда на себя со стороны других людей и недружелюбном отношении к окружающим, в фиксации пессимистичных оценок собственного будущего и защитных, преимущественно агрессивных, форм реагирования. Однако даже благоприятно действующие в норме по отношению к подросткам стили воспитания родителей — «позитивный интерес» отца и «автономность» матери — выступают на выборке делинквентных девочек в проблемном качестве как попустительство и изоляция, ведущие к снижению контроля за поведением девочки и способствующие ее несоциализированным эмоциональным проявлениям. При этом если в первом случае формирования неверного образа «Я» как проекции отношения родителей можно говорить о неразвитости самосознания и, следовательно, рефлексивной личности, то во втором в условиях недостаточного внешнего контроля проявляется незрелость конвенциональной личности со слабостью произвольной саморегуляции, что представляет собой несомненный риск в самоактуализации по мере взросления.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование