Прошлые кризисы мужественности

Февраль 28, 2015 By: admin Category: Интересное.

Все кризисы, отголоски которых донеслись до нашего времени, имеют много общих черт. Они возникали в странах с утонченной культурой, где женщины пользовались большей, чем где-либо, свободой. Эти кризисы были выражением потребности перемен в основополагающих ценностях и явились следствием идеологических, экономических либо социальных потрясений. Они отразились на структуре семьи, на организации труда, а зачастую и на обеих этих сферах сразу. Но есть и черта, отличающая оба предшествующих кризиса от того, что мы переживаем сегодня. Это их социально ограниченный характер. В XVII и XVIII веках они затронули лишь господствующие классы: аристократию и городскую буржуазию. Более обширный и глубокий кризис охватил мужское население к концу XIX века, найдя отдушину сначала в Первой, а затем во Второй мировой войне.

Жеманница — женщина эмансипированная, она предлагает феминистские способы удовлетворения своей тяги к свободе и переворачивает с ног на голову традиционные общественные ценности. Она ратует за новый идеал женщины, включающий и возможность ее восхождения по социальной лестнице, и право на достоинство. Она требует права на образование и объявляет войну столпу фал- лократического общества, коим является брак. Восставая против самодержавной власти отца и мужа, жеманницы решительно осуждают брак по сговору и материнство. Они выступают за „пробную связь“ и за ее разрыв по рождении наследника, который остается на попечении отца. Не желая поступаться ни одной из свобод и не отказываясь от любви, жеманницы отдают предпочтение чувству нежному, платоническому. „Мне нужен любовник, а не муж, — признается мадемуазель де Скюдери, — любовник, который бы удовольствовался тем, что владеет моим сердцем, и любил бы меня до самой смерти». Ситуация здесь противоположна обычным отношениям мужчины и женщины, вступившим в брак без любви. В глазах жеманниц любовь это прежде всего чувство, которое мужчина испытывает к женщине, а не наоборот. Требуя от влюбленного мужчины бесконечной покорности, граничащей с мазохизмом, они отвергают модель мужского превосходства, в которой грубый и требовательный мужчина (или муж) считает, что ему все позволено.

Лишь немногие мужчины, в частности, жеманники, приняли эти новые правила. Их было совсем немного, однако влияние их оказалось большим, нежели можно было ожидать. Они усвоили женоподобную утонченную моду — длинный парик, экстравагантные перья, брыжжи, мушки, духи, румяна, — которой стали подражать остальные. Мужчины, желавшие прослыть изысканными, считали делом чести выглядеть воспитанными, учтивыми и утонченными. Они воздерживались от проявлений ревности, старались не впадать в роль домашнего тирана. Незаметно женские ориентиры распространялись в „хорошем обществе», пока не заняли главенствующего положения в следующем веке. Теперь мы видим, что жеманницы не были просто смешным кружком. Сопротивление, им оказанное, и насмешки, которыми их осыпали, уже сами по себе свидетельствуют о степени влияния этого кружка.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование