Отталкиваясь от специфики потребления современного человека

Февраль 28, 2015 By: admin Category: Интересное.

В. И. Ильин выделяет четыре потребительских текста для самоидентификации.

1. «Я такой же, как все». При такой самоидентификации индивид создает свой текст потребления, ориентируясь на то, чем обладают другие, и стремится владеть и использовать те же товары и услуги, что и большинство членов общества. Выбор похожих предметов потребления фиксирует в самоидентификации индивида знак, что «я не хуже других и поэтому могу (вос)приниматься положительно другими», то есть создается символ «свой человек».

2. «Я имею то, что имеют члены моей эталонной группы, те, на кого я хочу быть похожим». Конструирование самоидентификации индивидом на принципе похожести со «значимыми другими» начинается, в первую очередь, с потребления тех вещей, которыми пользуются люди-идеалы. Это позволяет индивиду перенять не только стиль жизни человека-эталона, но и его личностные особенности: манеру поведения, черты характера, мировосприятие.

3. «Я имею то, что не имеют другие». Эта самоидентификация основана на принципе, обозначенном Ж. Бодрий-яром как «конкуренция выбора»: «мы все еще хотим то, чего нет у других. Мы все еще находимся на героической стадии выбора и использования продуктов»4. Человек, в первую очередь, выбирает те товары и услуги, которые не употребляются в его ближайшем окружении, ориентируясь в большей степени на то, чего нет у других, чем на собственный вкус. Как правило, такой индивид отдает предпочтение новинкам, пробным экземплярам, не сильно задумываясь над тем, насколько эта вещь ему подходит, так как целью его потребления является стремление обогнать других, быть первым.

4. «Я не такой, как другие, я индивидуальность». Здесь самоидентификация осуществляется индивидом через конструирование своеобразного и неповторимого облика. Потребление организовано «от противного»: человек выбирает те вещи, которые «противостоят» наиболее распространенным. «Оглядка» на других происходит с целью не допустить выбора вещей, потребляемых большинством.

Из указанных потребительских самоидентификаций видно, что индивид пишет текст потребления не только для других, программируя тем самым отношение других к себе, но и для самого себя. «Таким же образом, как используемые человеком продукты влияют на восприятие окружающих, товары могут помочь определить собственное представление о себе и социальной идентичности. Потребитель высказывает приверженность объекту в той степени, в какой использует его для поддержания собственной Я-концепции, представлений о себе самом»5. Отталкиваясь от этой специфики потребления современного человека, исследователи пришли к формуле: «Ты — это то, что ты потребляешь»6. А потребляется индивидом не столько сам предмет, сколько символ, заложенный в вещи, то есть ценность товара определяется торговой маркой как чувственным образом. Важен не сам предмет, а та информация, которую он несет окружающим и с помощью которой индивид самоидентифицируется. Например, существуют марки автомобилей, предназначенные для самопрезентации и самоидентификации представителей среднего класса. Индивид, относящий себя к этому классу, не будет пользоваться автомобилем торговых марок, которые по ценовым и имиджевым параметрам не соответствуют его социальному статусу, хотя технические характеристики этих автомобилей могут ничем не уступать машинам торговых марок для среднего класса.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование