Теоретический акцент

Февраль 28, 2015 By: admin Category: Интересное.

В первом случае теоретический акцент делается на эпигенетической концепции идентичности Э. Эриксона, для которого идентичность пожилого человека есть завершающая стадия в его жизненном цикле, обозначенная им как «интегративность против отчаяния». Через эти понятия Э. Эриксон стремится выразить направленность результирующего эффекта от всех предшествующих идентификаций. Интегративность вбирает в себя позитивный опыт развития идентичности: «Это — накопленная уверенность это в своем стремлении к порядку и смыслу… Это — принятие своего единственного и неповторимого цикла жизни как чего-то такого, чему суждено было произойти и что, по необходимости, не допускало никаких замен… Даже сознавая относительность всех тех различных стилей жизни, которые придавали смысл человеческим устремлениям, обладатель целостности эго готов защищать достоинство собственного стиля жизни против всех физических и экономических угроз»87. То есть интегративность есть обретение индивидом целостности своего Я через интеграцию всех предшествующих стадий и отыскание смысла своей жизни. Хотя здесь Эриксону можно возразить в том, что интегративность в таком понимании характерна для всех периодов человеческой жизни. Но особенностью позднего периода становится та настоятельность, даже потребность дать оценку всей прошлой жизни и выработать целостный взгляд на свою жизнь. При этом человек обладает рядом условий, помогающих ему в успешной интеграции своей жизни: «успешное разрешение индивидом нормативных кризисов и конфликтов, выработка им адаптивных личностных свойств, умение извлекать полезные уроки из прошлых неудач, способность аккумулировать энергетический потенциал всех пройденных стадий» . Отмечая наличие и использование индивидом столь важных качеств, Э. Эриксон постулирует конечность развития идентичности человека, что вызывает обоснованное недоумение, которое и высказывает Л. И. Анцыферова. «Не логичнее ли предположить, что восьмая стадия есть завершение прежних жизненных программ и основание (курсив наш. — Н. Е., Л. М.) для выработки новой программы и дальнейшего роста личности»89. Таким образом, самоидентификацию в пожилом возрасте можно рассматривать не только как результат ретроспекции, но и как перспективный, то есть устремленный в будущее процесс.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование