Отношение Я-Он

Февраль 28, 2015 By: admin Category: Интересное.

Отношение Я-Он, или субъект-субъектные отношения, характеризуются тем, что Другой находится на одном уровне с Я. «„Другой» из косной массы, из толпы превращается в самостоятельного Я, в „господина»… Через связь Я и „другого» в качестве субъектов каждый отвоевывает свое место, но отвоевывает его именно в противоборстве с „другим»»71. Следовательно, мужчина в качестве равнозначного субъекта противостоит женщине, которая, также анта-гонизируя ему, все же вынуждена считаться с его самобы- тием. Присутствие мужчины становится жизненным фактом женского существования, таким, который может превратить женщину в объект. Только в противостоянии женщина может отстоять свое право на свободное (субъектное) пребывание в мире. Поэтому сущностью отношений Я-Он будет конфликт, постоянная борьба за сохранение своей независимой, то есть узловой, позиции в мире, а тем самым и за сохранение своей инаковости. «Чуждость и противоборство остаются в отношении „Я-Он» центральными связями»72. Страх перед опредмечиванием или растворением себя в Другом толкает женщину в отношении с мужчиной к отстраненности, то есть к частичной вовлеченности в отношение, которая предполагает наличие границы между «своим» и «иным» и жесткий контроль, не допускающий глубокого погружения в отношения. Подобное отношение является следствием предельно индивидуализированного образа жизни, сформированного вокруг собственного Я, его возможностей и слабостей. «Но по мере реализации такого индивидуализированного образа жизни растет и опасность, что он станет непреодолимым препятствием для (большей частью все-таки желанного) партнерства (брака, семьи). При одиноком существовании растет тоска по другому (другой), а равно и невозможность вообще каким-то образом включить этого человека в структуру теперь уже по-настоящему „собственной жизни»»73. В случае установления (желанных) партнерских отношений в их основу кладется принцип сходства и равенства. Исходя из этого принципа, направленность Я на Другого сводится к его узнаванию, а знание Другого — это вычленение уже знакомых элементов. Таким образом, упрощается включение Другого в свою устоявшуюся и размеренную жизнь. Восприятие Другого происходит не через личностное вживание в его индивидуальность, а через собственные, сформированные различными путями образцы и стереотипы. Поэтому в Другом Я видит только то, что привычно и укладывается в собственные штампы, вытесняя незнакомые, порой противоречащие «моему знанию», элементы. Принцип равенства приводит к уверенности в том, что то, что хорошо для Я, хорошо и для Другого. Отсюда возникает нечуткость в отношении к Другому и неадекватная оценка партнерства. Осознание ошибочности своего оценивания, на основании которой, как правило, осуществляется долгосрочное планирование своей и/ или совместной жизни, происходит тогда, когда индивид оказывается перед фактом собственного цензурирования Другим, или Другой отказывается соответствовать представлениям Я.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование