Социализация

Февраль 28, 2015 By: admin Category: Интересное.

В свою очередь социализация, направленная на усвоение семейных ролей (жены, хозяйки) и материнства, пронизывает все виды активности девочки. Кроме игр, непосредственно имитирующих семейные отношения, о которых уже шла речь выше, есть девичьи игры, лишь опосредованно относящиеся к семейным ролям, но развивающие в девочках чувство Другого. К. Гиллиган, анализируя специфику психического развития девочек, делает ряд критических замечаний по поводу исследований, посвященных анализу детских игр. Выводы, сделанные авто-рами этих исследований (Ж. Левер, Л. Кольберг и Дж. Г. Мид) относительно игр девочек, служат подтверждением тезиса 3. Фрейда о неразвитости социального чувства у женщин. По мнению Дж. Г. Мида, девочка меньше ориентирована на усвоение роли «обобщенного другого», на абстракцию человеческих отношений. Л. Кольберг связывает неполноценность женской моральной позиции с тем, что моральных уроков в играх девочек меньше, чем в играх мальчиков: «такие уроки эффективнее всего усваиваются благодаря возможностям овладения теми ролями, которые принимаются при разрешении споров… Традиционные игры девочек — прыжки через скакалку, „классики» — это игры, где играют по очереди, соревновательность в них не главное, поскольку победа одного не обязательно означает поражение другого. Вследствие этого менее вероятно возникновение споров, требующих разбирательств»26. Тот факт, что игры девочек развивают эмпа-тию, чуткость и в большей степени ориентированы на «конкретного другого», приравнивается исследователями к более низкой ступени морального и социального развития. К. Гиллиган, комментируя выводы наблюдений за детскими играми, говорит, что все исследователи использовали принцип Ж. Пиаже, отождествившего маскулинное и детское развитие, тем самым перенеся правила, нормы и цели мира взрослых мужчин на игровую деятельность детей. «Исходная посылка, предопределяющая анализ выводов, состоит в том, что мужская модель лучше, поскольку она удовлетворяет требованиям современного корпоративного успеха. И напротив, чуткость и внимание к чувствам других — то, что развивается в играх девочки, — имеют небольшую рыночную стоимость и могут даже препятствовать профессиональному успеху»27. Следовательно, при подобном подходе специфика девичьих игр оборачивается для девочки общественным обесцениванием ее в качестве будущего профессионального работника, но обеспечивает навыкам межличностной коммуникации, выстроенной на правилах сотрудничества и эмпатии.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование