Культурантропология девичества

Февраль 28, 2015 By: admin Category: Интересное.

С. Б. Борисов в работе «Культурантропология девичества» показывает эволюцию представлений девочки о репродуктивной функции женщины. После повсеместно распространенных мифов о «капусте», «аисте», «фее» или «ангелах» лет в пять девочка получает новую версию о происхождении детей из материнского живота. Следующим этапом размышления девочки становится выяснение того, каким образом ребенок попадает в живот женщины (как он попадет к ней самой). Некоторые версии решения этого вопроса полностью исключают отношения между мужчиной и женщиной: 1) ребенок как маленькая куколка (пупсик) имманентен женскому телу, и с определенного возраста женщины он начинает расти; 2) готового, но маленького ребенка помещают в живот женщины для того, чтобы он подрос, и снова вытаскивают; 3) женщина выпивает специальную таблетку или что-то съедает. Затем или одновременно с этими возникают версии о рождении ребенка через взаимодействие женщины и мужчины. У девочки эти версии, к которым она приходит сама через повседневные наблюдения или через разговоры со сверстницами, реже взрослыми, часто вызывают страх забеременеть, так как представляемые детообразующие отношения с мужчиной (мальчиком) не выходят за рамки виденных ею. Подтверждением этому может служить приведенный С. Б. Борисовым пример: «Одна девушка сообщает о своих детских представлениях: „если дяденька и тетенька вместе полежат, то у них будет ребенок» и рассказывает об одном случае: когда в гостях ее однажды положили рядом с братом, она „заревела» и „всю ночь… не спала… думала: ‘А если забеременею, что делать?’ Представляла, как из живота вылезает ребенок, а маме что скажу?»»18. Подобный же страх исходит и от «поцелуйной» версии, которая является наиболее распространенной в среде девочек и воспроизводится не только в период детства, но и в подростковом возрасте.

Столь же волнующим для девочки является вопрос о появлении ребенка из женского тела. Логическая цепочка вопросов девочки выстраивается примерно следующим образом. Все дети как-то выходят из материнского тела, но как? Для того чтобы ребенок вышел, нужно какое-то отверстие, но где оно? Если оно все-таки есть, то где оно находится на мне? Соответственно версиям появления ребенка из материнского тела — из подмышки, через пупок, путем разрезания живота, через анальное отверстие — девочка начинает искать у себя на теле этот «:выход» перед зеркалом (в случае с подмышкой), внимательно рассматривать пупок, который должен расширяться, или живот, который должны будут разрезать. Тело становится областью ее внимательного изучения.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование