Период открытого любопытства девочки

Февраль 28, 2015 By: admin Category: Интересное.

Примерно до четырех лет ребенок считает возможным изменение своего пола, так как принимает его за внешнюю и съемную часть любого человека, вроде одежды. Психологические исследования, проведенные В. Е. Каган, показывают, что в возрасте от трех до четырех лет «представления о возможности изменения пола в 2,5 раза и желательности этого в два раза чаще у девочек, чем у мальчиков»16. Желание девочки трех-четырех лет сменить пол не является следствием ее зависти к пенису, на чем так упорно настаивал 3. Фрейд: просто строение половых органов не входит в число особо интересующих ребенка предметов в этот период. Поэтому пол для девочки был бы пустой и ничего не значащей формой, как правило вербальной, если бы почти одновременно с половой дифференциацией ребенок не получал бы ее содержательного наполнения — гендерной нормы поведения. Желание девочки сменить пол, согласно В. Е. Кагану, гендерно детерминировано: «мальчики и мужчины сильнее, смелее, находчивее, они командуют в игре и семье, у них шире круг возможных форм поведения (курсив наш. — Н. Е, Л. М)»17, то есть к четырем годам поведение и возможности самопроявления девочки уже значительно ограничены. Таким образом, гендерное нормирование предстает девочке в качестве знаний о ее поле: гендер подменяет собой пол.

Отсутствие в этот период открытого любопытства девочки к половым органам не отменяет ее знания о половой дифференциации: она четко различает мужчин и женщин, обозначая их «дядями» или «тетями». И самое главное знание, которое она выносит из этого периода, это знание того, что только у женщин («мам») бывают дети. Это знание базируется большей частью на личностной идентификации девочки с матерью и является значимым моментом в ее самосознании: девочка понимает, что в будущем ей также суждено быть матерью. Поэтому вопросы о появлении детей становятся для девочки очень важными. Именно через них она пытается приоткрыть тайну своего пола: что особенного сокрыто в ее теле, что в будущем позволит стать матерью. Эти вопросы, бесконечно повторяющиеся даже после того, как девочка получила на них определенный ответ, в силу его неудовлетворительности служат решающим моментом в развитии ее половой самоидентификации.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование