Базисное доверие ребенка

Февраль 28, 2015 By: admin Category: Интересное.

Джордж Франкл переносит фокус внимания ребенка с внешних кожных ощущений на внутренние. Первым объектом желания ребенка, в том числе и девочки, является материнская грудь как источник пищи и удовольствия. В зависимости от того, как сложатся отношения ребенка и материнской груди, будут формироваться его самоощущения и связи с окружающими людьми. Если материнское молоко неприятно на вкус (кислое, горькое, холодное), то ощущение ребенком груди и самого себя будет носить оттенок негативности — плохого объекта, который вызывает гнев и агрессию, в итоге направляемую на самого себя. Энергия, устремленная внутрь, оттягивается от восприятия внешнего мира, а потому он предстает лишенным тепла, удовольствия и надежности. (В концепции идентичности Э. Эриксона подобная ситуация вызывает у ребенка подрыв «базисного доверия» и формирует чувство недоверия как в отношении окружающего мира, так и к самому себе). Внутренне ребенок будет напряжен и зажат. Если же материнское молоко сосется легко и приятно, ребенок уверен в постоянном присутствии пищи, то его чувство себя и мира будет связано с удовольствием и наслаждением. Как видно, экстраполяция ощущений, переживаемых ребенком при сосании груди, на внутренние и внешние предметы имеет огромное влияние на качество его последующих идентификаций и на построение собственного образа.

Однако первые переживания ребенка, связанные с телом, разрознены и фрагментарны. Для того, чтобы свести эти переживания в единое целое, то есть овладеть всеми функциями своего тела, ребенку требуется время. Ж. Ла-кан говорит о том, что ребенок обретает прообраз своего целостного Я через визуальный образ собственного тела еще до реального овладения его функциями: «один лишь вид целостной формы человеческого тела дает субъекту воображаемое господство над собственным телом — господство преждевременное по отношению к реальному овладению. Такое формирование не связано с самим процессом созревания и не совпадает с ним. Субъект предвосхищает завершение психологического развития, и предвосхищение это придаст свой стиль всякому позднейшему осуществлению действительного овладения двигательными функциями. Это и есть тот первичный опыт видения себя, где человек в отражении осознает себя иным, чем он есть, где закладывается основное человеческое измерение, структурирующее всю его фантазматическую жизнь»12. Опыт обретения ребенком целостности собственного тела через его образ проходит в возрасте с шести до восемнадцати месяцев. Лакан обозначает этот период как «стадию зеркала». По Лакану, на «стадии зеркала» ребенок совершает одну из важнейших идентификаций детства. «Важно лишь понять происходящее на стадии зеркала как идентификацию во всей полноте того смысла, который несет этот термин в психоанализе, то есть как трансформацию, происходящую с субъектом при ассимиляции им своего образа.. .»13 Этот образ собственного тела, обладающего целостной формой, дается ребенку с внешней стороны, тем не менее он проецирует в свое отражение нарождающуюся функцию Я. Проведение соответствий между Я и зрительным образом тела одновременно формирует у ребенка умение отделять себя (свое тело) от своего окружения — предметов и людей, то есть ставит ребенка в позицию разграничения своего (Я) и чужого (объекта).

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование