Мотивации женщин для профессиональной занятости

Февраль 28, 2015 By: admin Category: Интересное.

Разбирая наиболее распространенные мотивации женщин для профессиональной занятости (стремление избежать затворничества домашней жизни, иметь больший доступ к общественной жизни, отказ от подчиненного положения по отношению к супругу, создание для себя «гарантий» на будущее), Липовецкий говорит о том, что отмеченная многими исследованиями высокая степень самоотдачи женщин в профессиональной деятельности «есть нечто большее, нежели простое желание вырваться из домашнего „гетто»: в этом присутствует новая потребность утвердить свою идентичность в качестве субъекта»72. Новое понимание субъекта признает женщину «в качестве актера, ответственного за спектакль разыгрываемой им жизни, за тем небольшим исключением, что завоевание личной независимости в этом случае никоим образом не совпадает с борьбой против норм и принуждений социальной жизни»73. Именно через профессиональную деятельность женщина стремится найти смысл своего существования как личности и стать субъектом собственной жизни. Подобное стремление отражает тенденцию индивидуализма, ставшего главной чертой постиндустриального общества. Женский индивидуализм, который в современных обществах все более возрастает, проявляется в желании женщины работать, тем самым отказываясь возлагать на себя единственную «естественную» задачу, заключающуюся в продолжение человеческого рода. С помощью профессии женщина получает возможность обрести «полноценную идентичность», то есть стремится добиться признания с учетом того, что она «делает» в обществе и какое место занимает в социальной иерархии, а не только при помощи своих «природных данных». Поэтому если женщина постоянно участвует в профессиональной деятельности или желает достичь высокой квалификации и подняться по карьерной лестнице, то в этом выражается ее отвержение идентичности, построенной исключительно на семейных ролях.

В свою очередь, общественное признание женского профессионального труда в конце XX века расширяет гендерную норму женственности. Немецкий социолог У. Бек указывает на тот факт, что у молодых женщин «„на первом месте стоит осуществление мечты о профессии», которое занимает куда более высокое место, чем замужество и материнство» . Выводы У. Бека подтверждаются и исследованиями российских социологов и психологов (Л. Г. Бузуновой, Л. Л. Рыбцовой, Е. Р. Ярской-Смирно-вой и др.).

Ж. Липовецкий, выявляя причины перехода профессиональной деятельности женщины из второстепенной, презираемой и осуждаемой обществом и самими женщинами в разряд самоценной и значимой, выделяет несколько основных факторов. Первый — повышение уровня образования, и в частности высшего образования, среди женщин: «чем больше женщин имеют дипломы, тем неуклоннее эти женщины предрасположены к занятиям профессиональной деятельностью и потому чаще работают: во всех развитых странах наблюдается подобная корреляция между образовательным уровнем и долей работающих женщин»75. Но одно только образование не могло столь радикально повлиять на желание женщины работать вне дома (данная ситуация великолепно изложена в книге Бетти Фридан «Загадка женственности»). Вторым фактором является изменение в крупных секторах экономической активности: расширение сферы обслуживания как наиболее подходящей для женщин формы труда. Однако и эта причина не может до конца объяснить возникшее в конце 60-х — начале 70х годов XX века толерантное отношение общества к женскому труду.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование