Амбивалентное восприятие ребенком собственной матери

Февраль 28, 2015 By: admin Category: Интересное.

Переход от семиотического языка (от тотального материнского влияния смысла) к символическому (к обретению отцовского значения) осуществляется через разрыв между матерью и ребенком. Ребенок, предчувствующий уже в первичном отношении будущий разрыв, и мать, знающая, что данный разрыв неизбежен, создают изначально амбивалентную связь, в которой одновременно с отношением взаимной любви содержится доля взаимной ненависти. В силу этого амбивалентного взаимоотношения мать для ребенка, по мнению Кристевой, занимает проблемное место — место обожаемого и отвратительного объекта. Амбивалентное восприятие ребенком собственной матери только отражает ситуацию репрезентации «женского» в традиционной культуре: «это архаическое отношение к объекту следует понимать в конечном счете как отношение к матери. Его кодирование как „отвратительного» указывает на безусловную важность, приписываемую женщинам (родство по материнской линии или кровное, эндогамия, решающая роль в деторождении, в выживании социальной группы и т. д.) в некоторых обществах. Символический „императив исключения», который на деле конституирует коллективное существование, в этих случаях, кажется, не имеет достаточной силы, чтобы ограничить отвратительную или демоническую власть женского. Эта власть, самим фактом этой власти, не отличает себя в качестве другого, а оказывается угрозой собственному-чистому, который поддерживает всю систему, сотканную из исключений и правил»68. Логика «исключения нечистого», на которой строится символическая система, базируется на функционировании материнской телесности и страхе быть поглощенным ею. Поэтому кровь, в частности менструальная и родовая, воспринимается как опасность, угрожающая не только отношению между полами, но и идентичности каждого пола. Именно культурно установленное противопоставление чистое/нечистое выражает стремление к идентичности, к различению. Нечистое как одна из форм отвратительного определяет границу (или само является этой границей), отделяющую область субъект-объектных отношений от не- объектов. «Отвратительное, как воображаемая чужеродность и реальная угроза, сначала интригует нас, а затем поглощает целиком» .

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование