Главным теоретиком материнского языка по праву считается Юлия Кристева

Февраль 28, 2015 By: admin Category: Интересное.

Она дает широкое понимание материнского языка, включающего не только описание женщиной своего опыта материнства, но и семиотическую связь между матерью и ребенком в доэдипальный период. Это первичное отношение мать/ребенок строится на структуре событийности — изменчивости телесных состояний, чувств и их выражений. Семиотический язык, сопровождающий это отношение, является языком тела и эмоций, то есть сферы нерационального, а потому противоположен символическому (рациональному) порядку культуры. Таким образом, Кристева выделяет два уровня языка — семиотический и символический. «Итак, я различаю, с одной стороны, смысл эмоций и влечений, упорядоченный первичными процессами, сенсорные векторы которых часто являются различными языковыми уровнями (звук: мелодия, ритм; цвет; запах и т. д.), которые я называю семиотикой, и, с другой стороны, лингвистическое значение, реализующееся в лингвистических знаках и их логико-синтаксическом упорядочивании»67. Семиотический язык наделяет ребенка смыслом в доэдипальный период. Именно мать дает смысл, так как только она владеет семиотическим языком. Это «женский» язык: в нем отсутствуют бинарные оппозиции (тела и духа, чувственности и рациональности), и он является той областью, в которой возможно раскрепощение обычно подавленных эмоций. Только семиотический язык способен выразить материнское удовольствие и желание, которое в символическом языке может быть представлено лишь косвенно. В рациональном языке традиционной культуры интенсивность чувственных переживаний матери и ее взаимодействие с ребенком рассматривается через фаллическую функцию, наделяющую индивида значением и выступающую в качестве его речевой цензуры.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование