Символическое насилие

Февраль 28, 2015 By: admin Category: Интересное.

Подобное распределение влияний коренится в специфике отношений между мужчиной и женщиной, которая состоит в том, что «речь идет об отношениях между победившей и побежденной группами»61. Не только феминистские теоретики рассматривают взаимодействие между полами как доминирование одного пола над другим, но и внефеминистские авторы (Э. Фромм, П. Бурдье) указывают на отношения между мужчиной и женщиной как на отношения господствующего и подчиненной. Хотя политика эмансипации женщин во многих странах существенно поколебала обозначенную диспозицию, но все же остаются регионы и культуры, в которых сохраняется легитимация мужского доминирования в межполовых отношениях. Но и в обществах, провозгласивших и провозглашающих всестороннее равенство полов, продолжает воспроизводиться дискурс мужского господства: «освобождение жертв от символического насилия не может осуществиться благодаря указу. Можно даже наблюдать, что наиболее сильно инкорпорированные ограничения проявляются именно тогда, когда исчезают внешние принуждения и достигается формальное равенство (право голоса, право на образование, доступ к любым профессиям, в том числе политическим): самоисключение и „призвание» (как негативное, так и позитивное) занимает место открытого исключения» . Для понимания того, почему внешне эмансипированная женщина постоянно актуализирует дискриминирующий себя дискурс, необходимо коротко остановиться на понятии «символического насилия».

Символическое насилие является эффектом власти, раскрывающимся в вынужденном признании, которое подчиненные не могут не даровать доминирующим в силу обладания общими для той и другой стороны мыслительными инструментами. «Доминируемые применяют ко всем вещам мира, и в особенности к отношениям господства, в которые они интегрированы, к индивидам, посредством которых эти отношения реализуются, и, как следствие, к самим себе, неотрефлексированные схемы мышления»63. Эти схемы выстроены в виде пар оппозиций, о которых говорил еще Ж. Деррида, и, конструируя властные отношения с точки зрения мужчины, они представляют эти отношения как естественные. Так как женское в данных схемах всегда коннотирует со вторым — репрессированным — членом оппозиции, то женщина, применяя инкорпорированные мыслительные инструменты по отношению к себе, неизбежно принимает для самооценки логику негативных предрассудков.

Кроме актуализации гендерных стереотипов отношения с мужчиной задействуют весь потенциал пола-функции женщины. Только через разнообразное (сексуальное, личностное, бытовое) взаимодействие с мужчиной как Другим женщина может понять особенности собственного телесно-эмоционального бытия и осуществить не только гендерную, но и половую самоидентификацию.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование