Жизненные нужды

Февраль 28, 2015 By: admin Category: Интересное.

Не следует понимать разделение на публичное и частное пространства как результат разделения труда по половому признаку, то есть то, что женщина заключена только в рамки домашней работы и не имеет доступа к профессиональной деятельности. Сфера частного обладает совсем иными характеристиками, о которых подробно говорит Ханна Арендт в своей работе «Vita activa, или О деятельной жизни». Несмотря на то, что Арендт анализирует специфику античного общества, она отмечает момент сохранения в современном восприятии того же ощущения сферы частного, что было исторически намного раньше. Согласно Арендт, область частного наделена двумя отличительными чертами. 1) «Разница между тем, что нам обще, и тем, что нам свое, есть прежде всего разница в настоятельности (курсив наш — Н. Е, Л. М.)… Жизненные нужды, с точки зрения публичности негативные и равнозначные урезыванию свободы, обладают настоятельностью, не имеющей ничего равного себе по силе среди импульсов, заставляющих нас стремиться к так называемым высшим целям» . С архаических времен женщина несла на себе ответственность за поддержание и продление жизни, то есть занималась жизненно необходимым, а потому, по мнению Арендт, не обладала свободой, служащей пропуском в мир публичного. В первую очередь это базировалось на способности женщины к вынашиванию, рождению и грудному вскармливанию детей. Второй чертой частного выступает его потаенность, то, «что свои четыре стены оказываются единственным местом, куда мы можем уйти от мира, не только от того, что в нем постоянно происходит, но от его публичности, от увиденное™ и услы-шанности им»58. Потаенность связана не только с желанием человека укрыться от постоянной суетности публичного, но и с такими пограничными жизненными ситуациями, как рождение, смерть, болезнь. И здесь также женщина теснее всего связана с этими состояниями: женщина переносит на себе основные тяготы рождения ребенка и ухода за умирающими, больными и престарелыми людьми. Подводя итоги, Арендт подчеркивает, что, несмотря на размывание границ между публичным и частным в современном мире, актуальность частной сферы сохраняется: «немногие остатки того, что в нашем обществе тоже обязательно надо скрывать, относятся к принудительным не-обходимостям, исходящим из природы самого тела» .

Если рассматривать область частного в духе Ханны Арендт, то женщина оказывается более мужчины погруженной в нее, так как вынуждена скрывать большее количество отправлений своего тела. Женщина полнее ощущает настоятельность телесной жизнедеятельности, порой подчиняющей ее своим ритмам, и потаенность происходящих в ее теле процессов, непосредственно связанных с жизнетворением, поэтому у нее возникает большая необходимость «таиться», обостряющаяся при взаимодействии с мужчиной. И в этом случае отношения между женщиной и мужчиной оказываются неравнозначными: женщина всячески охраняет «границу» своего потаенного, независимо от того, насколько близким является находящийся рядом мужчина (традиционно это качество обозначалось как стыдливость), в то время как мужчина по мере сближения с женщиной сужает, а порой и совсем стирает «границу» своего потаенного. Это происходит в силу того, что круг настоятельного и потаенного мужчины изначально (с детства) связан с присутствием в нем женщины (как правило, матери или замещающих ее женщин). Поэтому материнский контроль за витальными потребностями сына служит основой того, что взрослый мужчина может без особых для себя трудностей впустить в свое частное женщину-партнера.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование