Сексуальное удовольствие

Февраль 28, 2015 By: admin Category: Интересное.

Новое понимание феномена желания изложено французскими философами Жилем Делезом и Феликсом Г ват-тари. Именно на эту концепцию желания опираются теоретики феминизма, стремящиеся переосмыслить и утвердить новый статус сексуального желания женщины. Для Делеза и Гваттари феномен желания выступает основной структурной характеристикой субъективности. «Чистое» желание, термин Делеза и Гваттари, обозначающий такую точку реальности, где поток человеческих желаний еще не ограничивается законами культуры и языка, есть становление, идеальными фигурами которого становятся маргинальные для классической философии персонажи — ребенок, дикарь и женщина. «Чистое» желание должно быть имманентно себе, и условием этой имманентности является ис-ключенность Другого и его цензуры. В этом французские мыслители расходятся с концепцией желания своего соотечественника Жака Лакана. Для Лакана желание, во-первых, заключено в «символическом», в языке, что приводит его в зависимость от Другого как носителя «символического»; и во-вторых, подлинное желание выражается в стремлении индивида быть признанным и любимым со стороны Другого. Следовательно, подлинное желание человека состоит в том, чтобы «быть желаемым» со стороны как можно большего количества других людей, то есть быть «объектом» многих Других, и это желание возникает у ребенка вместе с языком. Отрицая зависимость желания от Другого как единственно устанавливающего правила верификации и его языка, Делез и Гваттари устанавливают мир желания как мир полиморфной сексуальности, в котором исчезает возможность ошибки и фальсификации. В этом случае желание перестает быть фантазмом, ожиданием или выражением потребности, но предстает деланием, производством, становлением. Следовательно, специфичность женского желания заключена в его обращенности на себя вопреки цензуре Другого.

Связь между сексуальным желанием и сексуальным удовольствием у женщины нелинейна и опосредована. В теоретических осмыслениях этой связи существуют противоположные взгляды на взаимозависимость желания и удовольствия (М. Вислоцкая, У. Иврард, Э. Лаан). Но противоречия возникают в силу разности смыслов, которые вкладываются в понятие «женское сексуальное удовольствие».

Традиционно под «сексуальным удовольствием» понимается «телесное» удовольствие, или оргазм. В этом видна «мужская» позиция, рассматривающая сексуальное удовольствие только в качестве физиологического процесса, кульминацией которого служит семяизвержение. Фал-лоцентрически организованное удовольствие женщины, входящее в сексуальную норму современности, подвергается заслуженной критике со стороны феминистских теоретиков.

Среди множества интересных и самодостаточных концепций женского удовольствия и желания особое место занимает теория французской мыслительницы Люси Ири-гарэ. Как отмечает Ирина Жеребкина, «имя Люси Иригарэ символизирует на сегодняшний день в феминистской теории основной теоретический проект по обоснованию уникальной структуры женской субъективности»47, которую

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование