Стыдливость со времен романтизма

Февраль 28, 2015 By: admin Category: Интересное.

Конкретизируя теорию взгляда Сартра через половую дихотомию, можно сделать вывод, что традиционное деление мужчина/субъект — женщина/объект соответствует ситуации рассматривания, при которой женщина является привилегированным объектом мужского взгляда. Мужской взгляд определяет и организует женское существование. Он сопровождает женщину повсюду, но редко воплощается в конкретном мужчине. Женщина живет в ситуации описанных Сартром атакующих людей: «Во время атаки люди, которые ползут в кустах, постигают взгляд, которого нужно избежать, не пару глаз, но всю белую ферму, выделяющуюся на фоне неба на вершине холма. Само собой разумеется, что конституируемый таким образом объект обнаруживает взгляд еще только как вероятный. Лишь вероятно, что позади кустов, которые только что шевелились, кто-то спрятан и следит за мной»30. Лишь вероятно, что женщина подвергается непосредственному разглядыванию со стороны какого-либо мужчины. Взгляд Другого, в первую очередь, принадлежит самой женщине: она смотрит на себя всегда глазами Другого, или, лучше сказать, Другой, так как «рассматривание» себя происходит с позиции другой женщины, взгляд которой, в свою очередь, формируется из мужского представления об идеальном женском теле. (Многократное наслоение взгляда, принадлежащего самой женщине, смотрящей на себя чужими глазами, в которых отражается настоящий носитель взгляда.)

О том, что женщина живет под взглядом Другого и что культура и общество одобряют и санкционируют подобное существование, говорит набор качеств, определяющих женственность. Среди них можно выделить телесную привлекательность и стыдливость, которые между собой тесно связаны. Телесная привлекательность женщины раскрывается через взгляд Другого, так как «постигнуть себя в качестве рассматриваемого — значит постигнуть себя пространственным»31, то есть в качестве тела.

Стыдливость со времен романтизма считается верным признаком чистоты и невинности женщины. Однако Сартр дает иное прочтение стыда в ситуации «под взглядом Другого». Для Сартра стыд есть верный признак того, что индивид находится под взглядом; более того, стыд «является признанием того, что я есть тот объект, на который смотрит другой и судит его»32. Первый раз женщина испытывает истинный стыд (не смущение) тогда, когда понимает, что ее пространственная форма, то есть тело, не принадлежит ей, что оно отчуждено от нее взглядом Другого и принадлежит этому взгляду. Взгляд Другого не только конституирует тело женщины, но и оценивает его. Под взглядом Другого невозможно скрыться от оценки, а через стыд женщина признает обоснованность оценок ее телесности. Это стыд не перед Другими, а перед самой собой, перед своей свободой за отказ от нее и за свое погружение в рабство. «Поскольку я — объект оценок, которые стараются меня определить, без того чтобы я мог воздействовать на это определение и даже знать его, я нахожусь в рабстве» .

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование