Психоаналитическая версия отчуждения женщины

Февраль 28, 2015 By: admin Category: Интересное.

В процессе развития самоидентификации как системы, то есть на этапах детства и юности, все элементы (телесность, сексуальность, партнерство, материнство и профессиональная деятельность) используются становящейся женщиной в поиске их оптимального взаимодействия. Девочка/девушка осуществляет различные сочетания системных элементов, что сравнимо с игрой в «конструктор», когда из одних и тех же деталей собираются разные фигуры. Для сборки фигур применяются либо все компоненты, либо только некоторые из них, тогда как все остальные отбрасываются как бесполезные. В зрелости женщина устанавливает относительно устойчивую систему самоидентификации, трансформация которой происходит через изменение хотя бы одной из стабилизирующих деталей. Самоидентификация пожилого возраста, с одной стороны, выступает результатом предыдущих системообразова-ний, а с другой — формирует собственную, способную к трансформациям систему. Таким образом, конструирование системы самоидентификации осуществляется женщиной на всем ее жизненном пути.

Итак, процессуальность и системность самоидентификации женщины, рассмотренные через трансформирующееся взаимодействие между полом и гендером, обеспечивают ей одновременность стабильности и изменчивости. Это позволяет женщине устанавливать тождество с собой в постоянно меняющихся условиях социальной реальности, с одной стороны, трансформируя собственное Я, а с другой — адаптируя к нему свое социальное окружение.

Психоаналитическая версия отчуждения женщины от собственного тела под взглядом Другого может быть дополнена версией экзистенциализма. В работе «Бытие и ничто» в параграфе «Взгляд» главы «Существование другого» Ж.-П. Сартр четко расставляет позиции активного и пассивного, субъекта и объекта: «В феномене взгляда другой в принципе не может быть объектом»28. Тот, кто смотрит (рассматривающий), всегда занимает позицию субъекта по отношению к тому, на кого смотрят (рассматриваемого). Обладатель взгляда не подвергается подобному же рассматриванию со стороны его объекта: с самого начала он исключен из объектов мира для рассматриваемого, поскольку дан в качестве чистого субъекта. Взгляд Другого делает рассматриваемого не только объектом своего мира, но и объектом для самого рассматриваемого; «взгляд с самого начала является посредником, который отсылает меня ко мне же»29. Познавая себя, индивид всегда пребывает в качестве объекта благодаря взгляду Другого как субъекта.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование