Стратификационные категории

Февраль 28, 2015 By: admin Category: Интересное.

О. А. Воронина называет стратификационным, так как здесь гендер рассматривается как стратификационная категория в совокупности других стратификационных категорий. Этот подход наиболее распространен в истории, политологии, экономике и демографии. Инициатором данного подхода является Джоан Скотт, поставившая гендер в один ряд с такими категориями, как класс и раса. «Набор „класс, раса, гендер» предполагает равенство каждого термина, но это не так. В то время как класс наиболее часто основывается на разработанной Марксом (и до сих разрабатываемой) теории экономического детерминизма, роса и гендер не вызывают таких ассоциаций. … В случае гендера употребление термина включает ряд теоретических позиций наряду с простыми описательными ссылками на отношения между полами»10. Взаимное пересечение данных терминов дает такую гендерную картину, которая разбивает универсалистскую теорию о всеобщности патриархата и об однородности женского опыта. Идеи о соотнесенности гендера с понятиями класса и расы развиваются в рамках этнических и колониальных исследований: Гайятри Чакраворти Спивак, Белл Хуке, Барбары Смит и др.

Третий подход, выделенный О. А. Ворониной, определяет гендер как культурную метафору. Он характерен для философии, литературоведения, культурологии. Свое начало этот подход берет в теории деконструкции Жака Дер-рида, показавшего бинарную логику языка. Деррида раскрывает структуру языка, построенного на оппозициях (мужчина/женщина, субъект/объект, культура/природа, сознание/телесность). Сущность подобной оппозиции состоит в том, что один из бинарных членов — второй — всегда репрессирован и подчинен или является производным от первого члена. Здесь оппозиция мужского и женского утрачивает биологические черты и образует культурно-символические ряды: мужское — рациональное, духовное, культурное, высшее; женское — чувственное, телесное, природное, низшее. Видно, что многие понятия, не связанные непосредственно с полом, обретают коннотацию полового диморфизма, и символический уровень закрепляет за каждым полом свое место в культуре. Среди феминистских теоретиков подобное понимание гендера характерно для французской континентальной традиции.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование