Гендерные исследования

Февраль 28, 2015 By: admin Category: Интересное.

В гендерных исследованиях выбор подхода к понятию «гендер» зависит от теоретического контекста и области, в которой работает автор. Изучая категорию гендера в социальных науках, российская исследовательница О. А. Воронина разделила смыслообразование понятия «гендер» на три подхода.

Первый подход, обозначенный как «теория социального конструирования гендера», характерен для социологии и психологии и «основан на двух постулатах: 1) гендер конструируется посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, средствами массовой информации; 2) гендер конструируется (строится) и самими индивидами — на уровне их сознания (то есть ген-дерной идентификации), принятия заданных обществом норм и подстраивания под них (в одежде, внешности, манере поведения и т. д.)»7. В статье «Социальное конструирование гендера» других российских исследовательниц Е. А. Здравомысловой и А. А. Темкиной подробно рассматриваются источники возникновения данного подхода: концепция П. Бергера и Т. Лукмана, изложенная в работе «Социальное конструирование реальности», драматургический интеракционизм И. Гофмана, определявшего гендер как источник и результат социального взаимодействия, и этнометодологические исследования Г. Гарфин-келя. В рамках данного подхода различие проводится не только между полом и гендером, но выделяется еще одна дефиниция — категория принадлежности по полу. «Приписывание по полу происходит посредством использования критериев пола, однако в обыденной жизни оно поддерживается социально заданными идентификационными проявлениями (дисплеями), которые свидетельствуют 16 о принадлежности к той или иной категории по признаку пола… Пол и категория принадлежности по полу могут изменяться независимо друг от друга. Это означает, что возможно претендовать на принадлежность к какой-либо категории по признаку пола в случае, когда биологических критериев пола недостаточно»8. Таким образом, в рассматриваемом подходе гендер может быть определен как «повседневный мир взаимодействия мужского и женского, воплощенный в „практиках», представлениях, нравах; это системная характеристика социального порядка, от которой невозможно отказаться, — она постоянно воспроизводится и в структурах сознания, и в структурах действия» .

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование